КАЛОФОНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ

КАЛОФОНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ, калофония – греческий певческий стиль, расцвет которого приходится на два последних столетия истории Византийской империи (1261–1453 гг.). Калофония считается вершиной развития греческого певческого искусства и принадлежит к эпохе палеологовского возрождения, или византийского гуманизма, с которой связаны выдающиеся достижения во многих областях науки и искусства. Наиболее глубокое влияние на богослужебное пение палеологовского периода оказало богословие исихазма с учением о нетварных энергиях, а специфическим литургическим топосом для появившегося калофонического пения стало всенощное бдение согласно афонской версии Иерусалимского устава. Византийское калофоническое пение было воспринято и на румынских землях, прежде всего, в крупнейшем монастыре Путна в Молдавии, основанном господарем св. Стефаном Великим, где с конца XV в. до конца XVI в. действовала известная певческая школа. Вначале калофоническое пение оставалось в стороне от основных направлений исследования в музыкальной византинистике, с 1960 гг. оно привлекло внимание многих учёных в разных странах, стало исполняться в концертах и за богослужением, распространяться в аудиозаписях. В первой половине XIV в., как полагают исследователи, после длительного периода устного бытования, калофонический стиль появляется в письменной традиции у многих мелургов, известных по указаниям в новом типе певческого сборника – Аколуфии (или Пападики), составление которого принадлежит Иоанну Кукузелю. Древнейший датированный список Аколуфий (1336 г.) содержит краткий вводный теоретический трактат (включающий «Большой исон» и «Колесо» на восемь гласов Иоанна Кукузеля, а также перечень интонационных формул) и нотированные песнопения вечерни (калофонические стихи Пс. 2, мелодически развитые прокимны – дохи, другие прокимны с калофоническими вставками – эпифонимами и анафонимами), утрени (калофонические распевы прокимнов и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») перед чтением Евангелия, мегалинариев (припевов) на девятой песни канона, полиелея и непорочных) и литургии (калофонические обработки Трисвятого и аллилуиария, херувимской, причастнов и отпустительных стихов в конце литургии). Помимо нового калофонического репертуара в списки Аколуфий входят песнопения из древнего мелизматического репертуара Асматикона (книги для хора) и Псалтикона (книги для солиста). Репертуар этих двух сборников, как и отличающиеся высоким уровнем виртуозности песнопения, связан с исполнительским искусством певцов-евнухов, которые считаются предвестниками калофонического стиля.

 



 
PR-CY.ru