КАРАВАДЖО Микеланджело Меризи да - Страница 2

Ослабевшее и истощённое тело Богоматери покоится на ложе; вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. В полутёмной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Однако во многом его искусство исследователи рассматривают и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. Простой образ, лишённый всякой идеализации, решительно отличающийся от облагороженных образов братьев Каррачи, даёт Караваджо в своём «Вакхе» (1506–1597 гг., Флоренция, Уффици). Картина «Лютнист» (1594–1595 гг.), принадлежащая к лучшим произведениям этого круга, даёт представление о типе ранних работ; она характерна для раннего Караваджо и чёткой линеарной манерой живописи. Первый крупный заказ на создание трёх картин для церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме он получает в конце 1590 гг. Переломный момент в творчестве Караваджо отмечают две картины, написанные для римской церкви в 1597–1599 гг., «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600 гг. В алтарной картине «Пишущий апостол Матвей, руку которого направляет ангел» (1597–1598 гг.; картина погибла во время Второй мировой войны) Караваджо отказался от какой бы то ни было идеализации ангела, изобразив его с неприкрашенной правдивостью в виде человека из народа (подобный образ вызвал резкое осуждение заказчиков, потребовавших замены картины другим, более приемлемым для них вариантом). В картине «Призвание апостола Матфея» художник дал первый пример так называемой «погребной» живописи. В этой картине преобладает тёмная тональность, противопоставленная резко освещённым деталям, особенно важным для понимания: головам, очертаниям фигур, жестам рук (этот приём оказал особенно определённое влияние на европейскую живопись первой трети XVII в.).

 



 
PR-CY.ru