КУДРЯВЦЕВ Пётр Николаевич

КУДРЯВЦЕВ Пётр Николаевич (1816–1858 гг.) – профессор Московского университета. Его отец был священником на Даниловском кладбище в Москве, матери он лишился очень рано. Своего детства П.Н. Кудрявцев вспоминать не любил, т.к. (по его словам) оно прошло в самой тяжёлой обстановке. Образование будущий учёный получил сначала в семинарии, а затем в Московском университете по первому отделению философского факультета, и ещё в бытность студентом обратил на себя внимание Тимофея Николаевича Грановского (1813–1855 гг.). В университете он занял кафедру Т.Н. Грановского и если пользовался меньшей славой, чем его предшественник, то всё-таки был одним из популярнейших профессоров своего времени. Кудрявцев во многом не походил на своего знаменитого предшественника: Грановский любил давать слушателям общие картины эпохи, не вдаваясь в детали; Кудрявцев сосредоточивал внимание на специальных вопросах. Грановский был силён своей глубокой верой в конечное торжество справедливости и правды и имел примиряющее влияние на слушателей; в лекциях Кудрявцева слышалась всегда грустная нота, звучавшая в его повестях, и сознание того, что в истории далеко не всегда торжествует правда. Равны они были по неотразимой силе художественного таланта. Как и Грановский, Кудрявцев был всегда другом и неутомимым руководителем своих учеников: дом его был всегда открыт для всех начинающих учёных; он был всегда готов оказать им как нравственную, так и материальную поддержку. Поэтому его имя рядом с именем Грановского будет всегда занимать почётное место в истории нашего просвещения. Уже в университете П.Н. Кудрявцев начал литературную деятельность – напечатал две повести: «Катенька Пылаева» и «Флейта» (первую – в «Телескопе», вторую – в «Московском Наблюдателе»). После окончания курса в университете он получил (благодаря рекомендации историка Алексея Дмитриевича Галахова) уроки русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома, где служил до августа 1843 г. Здесь П.Н. Кудрявцев скоро приобрёл симпатию учениц, поскольку его преподавание было чуждо схоластического изучения одной теории словесности, которое господствовало тогда в учебных заведениях. Он старался знакомить своих слушательниц с лучшими образцами отечественной словесности и для этого организовал (вместе с Галаховым) особый класс чтения, благодаря которому ученицы имели возможность познакомиться даже с такими авторами, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, изучение творчества которых тогда не входило в программу преподавания. Педагогическая деятельность Кудрявцева не мешала ни его литературным, ни научным занятиям. Ещё студенческие опыты сблизили его с В.Г. Белинским, который в это время стоял во главе «Московского Наблюдателя». Уезжая в Петербург, В.Г. Белинский рекомендовал П.Н. Кудрявцева на своё место в редакции «Русского Инвалида» и «Отечественных Записок», где он вёл библиографический отдел. С этого времени в журналах появляется ряд рецензий, написанных П.Н. Кудрявцевым. Самые крупные из них: «Об учебной книге русской словесности Греча», «О споре между Голохвастовым и его противниками по поводу сочинения Голохвастова "Об осаде Троицкой лавры"», о сочинениях Языкова, Полонского, Фета («Отечественные Записки») и характеристика Мерзлякова (в «Литературной Газете»). Кроме того, в «Отечественных Записках» и «Современнике» было напечатано несколько его повестей: «Цветок», «Недоумение», «Живая картина», «Последний визит», «Ошибка», «Сбоев», «Без рассвета». Отличительными признаками его беллетристических произведений были тонкий психологический анализ и грустное настроение. Одну из его повестей («Последний визит») В.Г. Белинский назвал первой истинно патриотической повестью на русском языке. Но главные труды П.Н. Кудрявцева были посвящены исторической науке.

 



 
PR-CY.ru