КАРЕЕВ Николай Иванович

КАРЕЕВ Николай Иванович (1850–1931 гг.) – историк, социолог, гимназический товарищ и биограф Владимира Сергеевича Соловьёва. Н.И. Кареев сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его сочинения включают античную, средневековую, новую и новейшую истории. Его магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879 г.) Карл Маркс назвал превосходной. По мнению академика Владислава Петровича Бузескула «История Западной Европы в новое время» в 7 т. (1892–1917 гг.) для своего времени – труд беспрецедентный по обширности и всесторонности освещения. Не менее весомым был его вклад в проблематику исторической теории. Здесь на первое место исследователи ставят «Основные вопросы философии истории» (В 3 т., 1883–1890 гг.; третий том был издан как дополнение под названием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории») и сборник статей против марксизма «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896 г.). Перу Н.И. Кареева  принадлежит также множество статей, связанных с оценкой современных ему направлений в философии истории и социологии. Как теоретик истории Кареев – сторонник «первого позитивизма» (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль, Эмиль Литтре), той его ветви, которая в России была связана с народнической субъективной социологией. Н.И. Кареев придерживался идеи о сложной структуре исторического знания. По его мнению, философия истории подразделяется на две части: теоретическую и конкретно-историческую и представляет собой философское рассмотрение конкретного хода всеобщей истории. Далее идёт общая теория истории, которая, в свою очередь, подразделяется на социальную гносеологию (теорию исторического знания, или историку) и социологию, традиционно состоящую из социальной статики и социальной динамики, которая включает социальную морфологию (имеющую дело с результатами движения) и теорию исторического процесса (или историологию), т.е. учение о самом механизме развития общества. Если Огюст Конт растворял конкретную историю в социологии, то для Н.И. Кареева они взаимозависимые, но особые науки. Как и некоторые другие позитивисты, он отрицал «Систему позитивной политики» Конта, считавшего исторический процесс закономерным. Н.И. Кареев отрицал его закон трёх стадий в развитии общества как целого, полагая, что он относится только к сфере мышления, не соглашался с отождествлением Контом всякой абстракции с закономерностью. Огюст Конт не различал эволюцию и прогресс, не видел их разную природу, но у Кареева же прогресс связан с субъективной этической оценкой, а эволюция – это объективный процесс. Конт не разделял теорию и метод, Кареев на таком разделении настаивал. Критические оценки современных социальных теорий у него связаны с идеей их преодоления как односторонних. Он выступал за их синтез, стремился к соединению прагматической и социально-культурной теорий, философии истории и социологии, психологических и экономических концепций. Его целью было также преодоление концепций, отрицающих закономерности исторического процесса и, наоборот, всё сводящих только к ним, и равным образом отказ от теорий, переоценивающих роль исторических героев и тех, которые решающую роль отводят массам. Н.И. Кареев принадлежал к первому поколению позитивистов в российской академической среде, которое было подготовлено социологической публицистикой (Писарев, Михайловский, Лавров и др.). Он пережил все этапы становления социологии в России, принимая активное участие в этом процессе, и был его историографом. Долгие годы оставалась неопубликованной его большая работа «Основы русской социологии» (издана в 1996 г.). Соч.: Историко-философские и социологические этюды. М., 1895; Введение в изучение социологии. М., 1897; Собрание сочинений Санкт-Петербург. 1912–1913. Т. 1: История с философской точки зрения; Т. 2: Философия истории в русской литературе; Т. 3: Сущность исторического процесса и роль личности в истории; Историка (Теория исторического знания). Санкт-Петербург, 1913 (2-е изд. Петербург, 1916); Общие основы социологии. Петербург, 1919 (М., 2010); Основы русской социологии. Спб., 1996; Прошлое и пережитое. М., 1990; Историология. Теория исторического процесса. М., 2011. Лит.: Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1–2. Л., 1929–1931; Могильницкий Б.Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960; Мягков Г.П. Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988; Золотарёв В.П. Историческая концепция Н.И. Кареева. Л., 1988; Сафролов Б.Г. Н.И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994; Погодин С.Н. Русская школа историков: Н.И. Кареев. И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский. Спб., 1998: Социология истории Н.И. Кареева. Спб., 2000; Н.И. Кареев: человек, учёный, общественный деятель. Сыктывкар, 2002; Поздеева Г.Г. Историософские взгляды Н.И. Кареева. Глазов. 2010.

 
PR-CY.ru