КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Вселенская православная церковь, Вселенский патриархат - Страница 2

Они были начальниками особых присутственных мест – советов. Совет великого эконома заведовал всеми церковными доходами и расходами; великий сакелларий заведовал монастырским хозяйством и наблюдал за нравственной жизнью монахов; великий скевофилакс – всей церковной утварью в константинопольской церкви и в патриаршей эпархи и наблюдал за благочинием в храме; хартофилакс со своим советом заведовал всеми делами по администрации и суду патриаршей епархии (эта должность была самой важной при патриархе); сакеллий со своим советом заведовал приходскими церквами, наблюдал за их хозяйственной частью, за исполнением приходскими клириками своих обязанностей. Должностные лица прочих восьми пятериц, в основном, были помощниками высших церковных сановников – членами или писцами их советов (немногие из них имели независимый и самостоятельный круг деятельности). Высшим церковным органом при патриархе был патриарший синод. В его состав входили митрополиты и архиепископы патриархата, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий. Хартофилакс в отсутствие патриарха занимал его председательское место, заведовал всем делопроизводством, и все решения и распоряжения синода, утверждённые патриархом, скреплял своей подписью и печатью. При нём была учреждена должность экзархов, которые исследовали нравы и поведение монахов, поведение епископов и клира и в случае злоупотреблений принимали против них нравственные меры. Историю Константинопольской церкви обычно делят на пять периодов, имеющих чёткие границы, связанных, в большой степени, с историей Константинополя. Первый (период «торжества православия») начался в 330 г., а его окончание условно ограничивают 843 г. Это период формирования практически всех аспектов церковной жизни: вероучительного, этико-аскетического, канонического и т.д. В этот период активно развивалась юрисдикционно-административная структура церкви, формировались парадигмы отношения церкви и государства. Было сформулировано, облечено в догматические положения и закреплено церковными Соборами откровение о Боге, человеке и мире. Сформировалось также нравственно-аскетическое учение церкви (решающую роль в этом сыграло монашество). После прекращения литургического общения с Римом в 1054 г. Константинопольская православная церковь стала первой среди церквей византийской традиции. Второй период (период «Крестовых походов») закончился в 1204 г. захватом Константинополя крестоносцами. Он ознаменовался ростом противоречий между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной (центром которой был Константинополь) и Западной (центром которой был Рим) церквами. Рим всё больше претендовал на гегемонию в христианском мире, к чему его подталкивали западные короли. Результатом этой враждебности стал захват Константинополя крестоносцами в 1204 г., который стал столицей Латинской империи. На кафедру православных Константинопольских патриархов был поставлен латинский патриарх. Такое положение продолжалось до 1261 г., когда Константинополь был отвоёван императором Михаилом VIII Палеологом (1259–1282 гг.). После латинской оккупации Константинополя Восточная Римская империя, позже получившая название «Византия», уже никогда не достигала своего прежнего могущества. Так, к 1300 г. от неё оставались лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии.

 



 
PR-CY.ru