КИРИЛЛ I Лукарис - Страница 2

Каждый раз патриарх был переизбираем голосом православного духовенства при поддержке мирян. Важную роль при этом играли дипломатические представители противоборствующих западных лагерей – Франции и Австрии, с одной стороны, Голландии, Англии и Швеции, с другой. Тем временем кальвинисты (особенно голландский посол Корнелий ван Хааг с помощью проповедника Антония Легера) стали также использовать политическое влияние, дипломатию, деньги и другие средства для привлечения православных к своим взглядам. Богословские обсуждения, проповеди и беседы Легера склонили на его сторону многих из патриаршего окружения. Около того времени кальвинисты опубликовали в Женеве перевод Библии на новогреческий язык Максима Каллиполитиса – и патриарх Кирилл I Лукарис был вынужден благословить перевод, несмотря на его кальвинистский уклон. Другим знаком сближения с Западом был перевод в 1628 г. летоисчисления на патриарших документах с отсчёта от Сотворения мира к отсчёту от Рождества Христова. Наконец, в 1629 г. в Женеве на латинском языке появилось «Исповедание веры преосвященнейшего господина Кирилла Патриарха Константинопольскаго от имени и с согласия Патриархов Александрийского и Иерусалимкого и прочих Предстоятелей восточных Церквей, написанное в Константинополе в месяце Марте 1629 года» с откровенно кальвинистским учением. В следующие годы оно было издано также по-французски, по-немецки, по-английски, а в 1633 г., наконец, по-гречески. Со времени своего появления «Исповедание» вызвало большое смущение и раздор в церкви как среди богословов, так и среди дипломатов. Явно неправославное содержание и слог «Исповедания» с самого начала заставило большинство считать его подделкой. Протестанты указывали на «Исповедание» как на подтверждение согласия с ними православных, а римо-католики пользовались им для сманивания православных напуганных явной ересью. Сам патриарх Кирилл I Лукарис несколько раз на словах отрицал авторство и провозглашал свою верность православию в письмах и поведении, однако письменного отречения от «Исповедания» не оставил. В результате спор вокруг этого писания и православности самого патриарха Кирилла I Лукариса продлился на многие годы. Константинопольский собор 1638 г. предал анафеме как это исповедание, так и Кирилла I Лукариса, но Иерусалимский собор 1672 г., специально занимавшийся делом Кирилла I Лукариса, совершенно оправдал его, засвидетельствовав, что Константинопольский собор проклял Кирилла I Лукариса не потому, что считал его автором исповедания, а за то, что Кирилл I Лукарис не написал опровержения на это приписываемое ему сочинение. Тем не менее, западные исследователи продолжают настаивать на кальвинизме Кирилла I Лукариса, ссылаясь не только на это исповедание, но и на его обширную переписку с протестантскими учёными (особенно на письма 1618–1620 гг. к голландцу Вельгельму). Изданные Леграном документы также свидетельствуют о склонности Кирилла I Лукариса к протестантизму. Православный историк епископ Арсений (Брянцев; 1839–1914 гг.) оспаривал подлинность этой переписки и, между прочим, указывал на 50 писем Кирилла I Лукариса к царю Михаилу Фёдоровичу (1613–1645 гг.) и патриарху Московскому Филарету (1554–1633 гг.), хранящиеся в главном архиве российского министерства иностранных дел и свидетельствующие о приверженности Кирилла I Лукариса православию, а также на его  грамоту 1622 г., в которой он говорит о протестантстве как о богохульном вероучении. Кирилл I Лукарис поддерживал в качестве патриарха деятельные сношения и с Малой Русью. В 1623 г. он утвердил луцкое церковное братство и дал его училищу устав, послуживший образцом для других братских школ. Благодаря близким сношениям Кирилла I Лукариса с протестантами, Британский музей ныне знаменитым владеет александрийским кодексом. В 1627 г. Кирилл I Лукарис основал в Константинополе типографию для печатания духовных книг, в том числе полемических сочинений против католиков. Наконец, враги Кирилла I Лукариса обвинили его перед турецким правительством в том, что казаки захватили Азов по внушению патриарха, который ждёт только прибытия этих своих единоверцев к Константинополю, чтобы поднять греков против турок. По повелению султана Мурада IV (1623–1640 гг.) Кирилл I Лукарис был 28 июня 1638 г. задушен, а тело его – брошено в море. 6 октября 2009 г. Священный Синод Александрийской православной церкви прославил патриарха Кирилла I Лукариса в лике священномучеников.



 
PR-CY.ru