КАЛЛИСТ I - Страница 4

Позаботиться от лица синода об исправлении погрешностей при совершении таинства крещения патриарх уполномочил Феодосия и Романа Тырновских: «Поелику же в Церкви Болгарской не бывает составления и освящения святого мира, а по преданию совершается оно в нашей святейшей Великой Церкви Божией, то надлежит им (болгарским архиереям и священникам) во время святыя четыредесятницы присылать сюда (в Константинополь) благоговейных иереев, кои после приличного освящения взяли бы великое сие и божественное миро для печатления крещаемых». Увещание к Болгарской церкви было написано патриархом от имени Собора архиереев, проходившего тогда в Константинополе, и послано в Тырново «к честнейшему в священноиноцех кир Феодосию и честнейшему в иноцех кир Роману, к прочим священникам», под которыми нужно подразумевать единомышленников патриарха преподобных Феодосия и Романа Тырновских. В начале 1364 г. Каллист I отправился с поручением императора к сербской царице Елене Душановой (монахине Елисавете) по церковным делам («Целью Каллистовой миссии было создание союза с Сербией ради совместной борьбы против турок»). На пути в Сербию патриарх посетил Афонскую Гору и побывал у известного своими добродетелями подвижника Максима Кавсокаливского, который после должного приветствия сказал: «Старец этот (патриарх) потерял старицу (Константинопольскую церковь)». Провожая патриарха, Максим запел надгробные стихи «Блажени непорочнии в путь, ходящие в законе Господнем» и предсказал, что патриарх не вернётся в Константинополь, а его останки примет земля сербская. Его предсказание сбылось. Патриарх Каллист I скончался в Сербии в феврале 1364 г. Он обладал большими литературными способностями. Его перу принадлежат два жития: Григория Синаита и Феодосия Тырновского. Григория Синаита Каллист I изображает, в основном, как учителя умного делания (исследователи полагают, что это житие написано в Константинополе в первое патриаршество). Феодосий Тырновский показан как духовный преемник Григория Синаита, как продолжатель и распространитель его учения в Болгарии, как истинный воин Христов и пламенный борец за чистоту православной веры. Сочинения патриарха Каллиста I носят исключительно церковный характер. Это преимущественно беседы, слова, поучения, каноны, молитвы. Многие из них встречаются как в греческих, так и в славянских рукописях. Из славянских рукописей известны поучения на Господские двунадесятые праздники: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, поучения в неделю Цветную и на Воскресение Христово (издание произведений Каллиста I на русском языке впервые было осуществлено в 1637 г. в переводе митрополита Петра Могилы). Каллист I составил множество молитв и песнопений, некоторые из них переведены на славянский язык. Ему приписывается в славянских рукописях XIV в. «Евангелие учительное, то есть поучение на всякую неделю и на нарочитые праздники из евангельских чтений». Он – автор нескольких замечательных трудов по аскетике. Некоторые из них известны по рукописям XV–XVII вв., некоторые – по публикациям. В числе последних – «Главы о молитве», «Краткое рассуждение о молитве» и «Способ внимания во время молитвы». Особый интерес и особую значимость для исследователей представляет творение Каллиста I под названием «Наставление безмолвствующим, в сотне глав», написанное им в соавторстве с Игнатием Ксанфопулом, с которым он «был столь дружественен, что, казалось, одна душа была в них обоих». Это сочинение ценно тем, что в нём раскрываются основные положения учения Григория Синаита. Если в его творениях, в основном, приводится система теоретических положений исихазма, то у Каллиста I есть конкретные практические указания к воплощению его в жизнь (этому творению подвижники благочестия давали самую высокую оценку). Основой внутреннего монашеского делания Каллист I считал пребывание в добродетелях, поскольку «одна добродетель тесно сочетавается с другою и все сгармонировываются воедино, так как все они одно тело устрояют – именно то, что обожают человека, искренне в них живущего, обогащая его некако, как бы соединительными кольцами цепи». Среди добродетелей патриарх на первое место ставил послушание, поскольку оно является ступенью к безмолвию. Для приступающих к безмолвию Каллист I определяет молитву, псалмопение, чтение, богомыслие и рукоделие и поучает, как надлежит проходить эти делания и в какой очерёдности. В основание истинной христианской жизни он полагал веру, надежду и любовь, поскольку они «всех нравственных доброт начало... и хороводитель, и главарь». Руководствуясь учением святых отцов, Каллист I утверждает, что «страх Божий есть начало добродетели», выделяя два вида страха Божия: страх новоначальных и страх совершенных иноков. У него есть ценные наставления для обучения непрестанной Иисусовой молитве и конкретные указания, как должно её проходить. Каллист I подробно описывает и метод вхождения внутрь сердца вниманием через дыхание: «Седши в безмолвной келлии своей, собери ум свой, введи его в путь дыхания, коим воздух входит внутрь, и принудь его вместе с вдыхаемым воздухом сойти в сердце, и держи его там... но не оставляй его молчащим и праздным, а дай ему следующую молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И пусть он имеет сие непрестанным своим делом и никогда не оставляет его. Ибо оно (сердце), содержа его немечтательным, делает недосягаемым для прилогов вражеских и возводит в Божественное желание и любовь». В своём учении об исихии Каллист I, ссылаясь на преподобного Исаака, указывает два способа, в которых – «начало и глава Божественного делания в душе, дверь и путь ко Христу». Первый способ – это «собрать себя воедино», т.е. внутренняя молитва, второй – «всегда поститься», т.е. воздержание. Отступления от них – начало противного.



 
PR-CY.ru