КОНСТАНТИН II

КОНСТАНТИН II – Константинопольский патриарх в 754–766 гг. Епископ Силлеона Памфилийского, он был избран Константинопольским патриархом в 754 г., на иконоборческом Соборе, по указке императора Константина V Копронима (741–775 гг.). Пишут, что император сам возвёл его на амвон и возгласил: «Константину, Вселенскому патриарху, многая лета». Некоторое время патриарх придерживался официальной иконоборческой позиции, участвовал в созванном Копронимом Соборе иконоборцев. Однако впоследствии Константин II показал себя склонным к иконопочитанию. Ещё в 764 г. на него был подан донос императору. В его лице Копроним имел патриарха податливого, но и его стало возмущать противоцерковное направление иконоборческой политики. После казни Стефана Нового император потребовал от своих подданных (повторения) всеобщей присяги, для которой «он заставил и Константина, лжеименного патриарха, пойти на амвон, воздвигнуть Честное и Животворящее Древо и поклясться, что он не принадлежит к числу почитателей икон». Патриарх постарался особой уступчивостью рассеять столь опасное для него подозрение. Царь при этом «побудил его из монаха превратиться в пирующего (украшенного венком), есть мясо и слушать кифародов (тогдашних музыкантов) на царском обеде». Но кощунство 21 августа и казнь «19 архонтов», вызвавшая «многий плач во всём народе», по-видимому, снова пробудила в патриархе церковные чувства, и 30 августа того же 766 г. его постигла опала. Какие-то друзья и приятели из числа клириков, монахов и мирян донесли царю: «Мы слышали, как патриарх говорил с Подопагуром против царя». Патриарх отрицал это, но доносчики под присягой над Честным Древом подтвердили, что «мы слышали от патриарха эти бранные слова». Царь приказал запечатать патриархию, а патриарха сослать сначала в Иерию, а затем на Принцевы острова, и 16 ноября 766 г. избрал ему преемника по кафедре, «Никиту, евнуха из славян». 6 октября 767 г. бывшего патриарха, лишённого кафедры, но ещё не низложенного, снова вызвали в столицу. «И истязал его тиран Константин, так что он не мог ходить. И он приказал его нести на носилках и посадить на солею Великой церкви, а один из секретарей был с ним, держа в руке свиток с обвинениями против него». Чтобы слышал собранный по приказу царя «весь народ», «хартия прочитывалась, и после каждого пункта секретарь бил его в лицо, в то время как патриарх Никита сидел на кафедре и смотрел. Потом, когда его подняли на амвон и поставил прямо, Никита взял хартию и, послав епископов, снял с него омофор и анафематствовал. И назвал его «мракозрачным», задом наперёд вытолкали его из церкви». На другой день его ждали поругания и оплевания на ипподроме. Напрасно 15 октября на вопрос от царя: «Что ты скажешь относительно веры вашей и Собора, который мы собрали?» экс-патриарх (чтобы добиться благоволения) ответил: «Хорошо и веруешь и Собор собрал». Он услышал от посланных в ответ: «Мы это и желали услышать из скверных уст твоих; а теперь ступай во мрак и к анафеме». После этого он был обезглавлен в кинигии, и труп его стащили в Пелагии. Впоследствии, на седьмом Вселенском соборе в 787 г. патриарх Константин II был также анафематствован и православными за потворство иконоборчеству.

 
PR-CY.ru