КЛИМЕНТ XI

КЛИМЕНТ XI (Джованни Франческо Альбани) – папа Римский с 23 ноября 1700 г. по 19 марта 1721 г. Родился 23 июля 1649 г. в Урбино, был сыном знатного патриция из рода, давшего церкви нескольких кардиналов. Получил основательное классическое образование в Римской коллегии, затем изучал теологию и право. В 1677 г. приступил к работе в Римской курии и был каноником одной из римских церквей, папским прелатом, занимал различные должности в администрации Ватикана. В 1690 г. папа Александр VIII (1689–1691 гг.) вручил ему кардинальскую шапку. Хотя сан священника Альбани принял только в 1700 г. (до этого он был диаконом), конклав счёл возможным избрать его в том же году на папский престол (он стал самым молодым папой Римским ХVIII в.). Пишут, что вскоре после его избрания на Рим обрушились бедствия: ливневые дожди, уничтожившие все посевы, и землетрясения. Папа не оказал никакой поддержки населению, ссылаясь на отсутствие средств, хотя на празднование 1700-летнего юбилея был собраны огромные средства. Климент XI строго придерживался принципов своего предшественника и не протежировал родственникам. Единственным исключением был Аннибале Альбани, назначенный кардиналом в 1711 г. Его брат стал кардиналом только в правление Иннокентия XIII (1721–1724 гг.). Хотя Климент XI пытался искоренить непотизм, в период его понтификата Римская курия пользовалась славой коррумпированного церковного учреждения. Все историки разделяют мнение, что понтификат Климента XI был заполнен дипломатической деятельностью папских легатов и нунциев, которые принимали активное участие в многочисленных интригах тогдашних королевских дворов, но эти интенсивные меры ватиканских дипломатов лишь в небольшой степени способствовали повышению авторитета папства на международной арене. Конечно, с влиянием Папского государства считались, но было известно, что с помощью подкупа и нажима при папском дворе можно было достигнуть многого. Климент XI очень усердно, но неуспешно работал на пользу светской и духовной власти папского престола, пользовался поддержкой короля Франции Людовика XIV (1643–1715 гг.). В богословской области Климент XI решительно осудил янсенизм за его учение о благодати. Его самым значительным шагом была публикация 8 сентября 1713 г. буллы «Unigenitus» с критикой 101 янсенитского тезиса из книги ведущего идеолога янсенизма, французского теолога Паскье Кенеля (1634–1719 гг.), которые были объявлены еретическими. Осуждение выдернутых из контекста предложений, истинный смысл которых был часто вследствие такого приёма искажён, не с лучшей стороны характеризовало теологов Римской курии, тем более, когда оказалось, что некоторые осуждённые фразы были цитатами из трудов Августина Блаженного (354–430 гг.), творца идеологии западного христианства. В 1718 г. папа отлучил янсенистов от церкви. Опубликование буллы «Unigenitus» не успокоило догматические споры во Франции, но зато способствовало росту религиозного скептицизма и индифферентизма, которые характеризовали эпоху Просвещения. Климент XI активно занимался миссионерской деятельностью и основал в Риме Миссионерскую коллегию. Папа пытался сохранить нейтралитет в отношениях с иностранными государствами, но неоднократно ввязывался в конфликты европейских государей, дерущихся за различные династические наследства. Так, Климент XI протестовал против избрания на австрийский престол Карла VI Габсбурга (1711–1740 гг.), против передачи Сицилии савойскому принцу Амедею II по Утрехтскому миру. Папа оказался вовлечённым в конфликт Венеции с Турцией и во внутрииспанский конфликт. Война за испанское наследство, затрагивавшая старинные лены папы, заставляла Климента XI принимать сторону то Франции, то Австрии, но это только возбудило против него обе державы, и по Утрехтскому миру папские лены (Сицилия, Сардиния, Парма и Пьяченца) были распределены между различными владетелями даже без совета с папой. В булле 1715 г. он даже вычеркнул Сицилию из государств католического мира. Под влияние иезуитов и в угоду Людовику XIV Климент XI уничтожил Пор-Рояль и вёл ожесточённую борьбу с янсенитами. Когда иезуитские миссионеры в Китае для облегчения обращения туземцев в христианство допустили местные обряды в состав католического богослужения, Климент XI осудил эту практику буллой «Ex illa die». В 1708 г. папа установил праздник – День Непорочного Зачатия Девы Марии, который стал повсеместно отмечаться в католической церкви 8 декабря. Климент XI прославился как попечитель искусств и науки, основал Академию художеств в Болонье, интересовался археологией и существенно пополнил книгохранилище Ватиканской библиотеки восточными рукописями, доставленными преимущественно ориенталистом Иосифом-Симоном Ассемани (1687–1768 гг.), получавшим от папы субсидии для путешествий. Похоронен Климент XI в соборе Сан-Пьетро в Ватикане. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru