КЛИМЕНТ VI - Страница 2

Папа назначил его городским нотариусом Рима, однако тремя годами позже ди Риенцо стал вождём римского народного восстания и мечтал о возвращении Риму былого блеска. Его безграничное честолюбие, в конце концов, вызвало недовольство народа, который вынудил своего трибуна покинуть город (не без вмешательства папы). Климент VI, располагавший огромными доходами, оказался щедрым меценатом для людей искусства и писателей, прославился как покровитель художников, артистов и учёных. Его называют предшественником папы Льва X (1513–1521 гг.), т.к. он превратил курию в блестящий двор, покровительствовал начинающемуся гуманизму. В Авиньоне чувствовалось свежее дуновение нарождавшегося Ренессанса, поскольку папа превратил его в один из важнейших культурных центров Европы. Он отдал Франческо Петрарке (1304–1374 гг.) доходы канониката в Пизе и поручил ему собирать произведения классиков для папской библиотеки. Благодаря щедрости Климента VI развивалось творчество выдающегося художника Симоне Мартини (1284–1344 гг.) – предтечи Возрождения. В Риме папа организовал изучение классических языков: греческого и цицероновской латыни. В Авиньоне в 1344 г. он созвал комиссию учёных-астрономов, которые были призваны провести коррекцию действующего юлианского календаря, введённого в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем. Мерам папы по преобразованию Авиньона в столицу культуры, искусства и науки помешала занесённая с Востока «чёрная смерть» – чума. Вследствие эпидемии и вызванного ею голода погибла треть населения Европы. «Чёрная смерть» не обошла и Авиньон. Папа и курия закрылись во дворце. Одним из следствий эпидемии было усиление религиозных движений мистико-фанатического характера. Одни призывали к погромам еврейского населения, которое обвинялось в насылании заразы; другие (флангелланты) проводили публичные покаяния в форме паломничества и процессий полуобнажённых бичующих друг друга людей. Не зная истинных причин беды, люди, впавшие в отчаяние, видели виновников гнева Божьего в ересях и в лице развратных пап. Распространилось мнение, что если сам папа – еретик, что если высшее духовенство погрязло в пьянстве и разгуле, то спасение – только в флагелланстве, т.е. самобичевании (самоистязании) для искупления грехов. Буллы Климента VI решительно осуждали обе практики и обязывали духовенство брать евреев под защиту. Однако не везде это распоряжение выполнялось духовенством и церковными иерархами. Постоянно нуждаясь в деньгах, папа 1350 г. объявил юбилейным годом, устроил торжества в честь Рождества Христова, давал всем посетившим в этот год Рим отпущение грехов и постановил повторять такие юбилеи не через каждые 100 (как установил Бенедикт VIII), а каждые 50 лет. Всё это способствовало экономическому развитию Рима, ставшего целью многочисленных паломничеств со всей Европы. 2 декабря 1352 г. колокольня св. Петра загорелась от удара молнии. Все колокола упали, разбились и расплавились. Спустя несколько дней пришла весть, что папа Климент VI скончался. Католическая святая Бригита Шведская (1303–1373 гг.) писала об этом от лица Бога: «Услышьте теперь! Колокола пылают, и люди кричат: “Государь наш мёртв, государь наш Папа покинул нас; благословен будь сей день, но не благословен сей государь”. Как странно, ибо кричать им было б уместно – “Да благословит Господь нашего государя жизнью длинной и благополучной”; а они кричат и приговаривают с радостью: “Упал он, и пусть не встанет никогда!” Но не странно это, ибо сам он, которому следовало б восклицать: “Придите ко мне и обретите покой в душах своих”, призывал всех: “Придите ко мне и поклонитесь ко мне, живущему в роскоши и славе более, чем у царя Соломона были. Придите ко двору моему, и опустошите кошели свои, и мы найдём прощение вашим душам”. Так кричал он и устами и пергаментами своими. По сему и Моему гневу пришло время, и буду судить я его как одного из тех, кто разгонял стада святого Петра. О, что за суд ожидает его! Но всё же, если он успеет обратиться ко Мне, я приду к нему и встречу на полпути, как заботливый отче». В отличие от цистерцианца Бенедикта XII, Климент VI действительно вёл роскошный образ жизни. После избрания папой он якобы сказал: «Мои предшественники не знали, как быть папой». По его собственным словам, он «жил как грешник среди грешников». Он купил огромные гобелены, чтобы украсить каменные стены папского дворца в Авиньоне, привлёк музыкантов из Северной Франции. Климент VI был похоронен в кафедральном соборе Авиньона, а в 1353 г. его останки были торжественно перенесены в монастырь Ла-Шез-Дьё, однако в 1562 г. его могила была разрушена гугенотами, а останки сожжены. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru