КАЛЬВИН ЖАН - Страница 6

Пламенный проповедник и законник, он составил «Артикул об управлении церковью» и «Исповедание веры», где в общедоступной форме излагались основные начала нового учения; с той же целью было составлено евангелическое исповедание. Но этих мер оказалось недостаточно. Необходимо было позаботиться о том, чтобы народ не только усвоил себе истины нового учения, но и выполнял все его предписания, которые женевцы сочли чрезвычайно строгими. Кальвин и Фарель стали добиваться введения церковного отлучения как самого действенного средства для поддержания строгого порядка и дисциплины в церкви. Они писали, что городской Совет должен избрать из среды граждан богобоязненных людей с безупречной нравственностью и поручить им надзор за разными частями города. Обо всех случаях безнравственного поведения они должны докладывать духовенству, которое, в случае тщетности своих увещеваний, имеет право отлучать грешников от общения с верующими. Если и это средство не приведёт к исправлению виновного, его надлежит передавать для наказания властям (городской Совет в начале 1537 г. принял эти требования). Азартных игроков стали выставлять к позорному столбу с картами, привязанными к шее; женщин, явившихся в церковь с завитыми волосами, подвергали на несколько дней тюремному заключению. Запрещалась всякая роскошь в костюмах, шумные публичные увеселения, танцы, употребление непристойных выражений, божба и т.п. Всякий, кто сохранял у себя дома иконы, чётки или другие принадлежности католического культа, считался богоотступником и подвергался жестоким наказаниям. С этого началась постепенная перестройка духовной и политической жизни Женевы. Многочисленные проповеди, религиозное обучение детей и взрослых, строгий надзор за нравственностью жителей постепенно продвигали дело Реформации. Город терял свой обычный вид, и вместо прежней шумной весёлости в нём водворялась почти монастырская тишина. Но это нравилось далеко не всем. Многие женевцы стали опасаться, что с таким трудом обретённая свобода скоро будет подавлена тиранией проповедников. Хотя в городе устанавливаются строгие порядки, но у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция. Она росла с каждым днём, а горожане 3 февраля 1538 г. избрали новый городской Совет, куда вошли многие противники Реформации. Он уже был не такой лояльный к Кальвину и Фарелю, как прежний. Тем не менее, они не хотели идти на какие-либо уступки и не пожелали (как того хотел Совет) причащать прихожан на Пасху пресным хлебом (такой обычай был в Берне). Тогда возмущённые женевцы выгнали обоих из церкви, а Совет 23 апреля 1538 г. предписал им в трёхдневный срок покинуть Женеву. Они уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить Совет Женевы вернуть проповедников, поэтому Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Но едва обосновавшись в Базеле, Кальвин по приглашению Мартина Буцера (1491–1551 гг.) уехал в Страсбург, а Фарель был приглашён проповедником в Невшатель. В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви св. Николая. Очень скоро ему удалось организовать там реформатский приход, ставший образцом для будущих протестантских приходов во Франции, преподавал в Высшей школе (на его лекции приезжало много слушателей из Франции и Англии). Как и в Женеве, в Страсбурге Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки, для восстановления нравственности отлучил от церковного общения всех недостойных и допустил их к причастию не раньше, чем они исправились. Он близко познакомился с немецкими теологами, вёл обширную переписку, составил «Послание в Садолет» и «Малый трактат о Тайной вечере». Летом 1539 г. Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных, в сентябре 1540 г. женился на небогатой вдове Иделетте Штордер. Этот брак, сложившийся, скорее, из рассудочных соображений, чем под влиянием чувств, тем не менее, оказался счастливым. В 1539 г. были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». В Женеве положение дел постепенно принимало благоприятный для Кальвина оборот. В городе вновь водворились моральная распущенность и беспорядок. Во время его отсутствия католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние, его политические противники были казнены или погибли. К тому же партия, добившаяся победы в 1538 г., скомпрометировала себя позорными уступками Берну. Авторитет её резко упал, и в Женеве началось резкое брожение умов.

 



 
PR-CY.ru