КАТОЛИЦИЗМ, католичество

КАТОЛИЦИЗМ, католичество (от греч. – всеобщий, вселенский) – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве, имеющее приверженцев во всех концах земного шара. Согласно данным (обычно преувеличенным) западной печати, число верующих католиков составляет около 800 млн. человек – приблизительно 18% населения планеты. Католицизм окончательно оформился после разделения христианства в 1054 г. на западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. В качестве канонических католицизм признаёт книги, включённые в латинский перевод Библии (Вульгата); Священное Предание образуют постановления 21 Собора и официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Цареградский Символ веры, принятый на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. В Символ веры она внесла добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. filioque – «и Сына»). Признавая основой спасения веру и добрые дела, католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом этого спасения (см. Католическая теология). Особое значение в католицизме получило учение о сверхдолжных делах и о сокровищнице святых. Как и древняя вселенская церковь, она учит, что человек усвояет себе заслуги Иисуса Христа верой в Него и добрыми делами и что в учении Христа следует различать евангельские заповеди (praecepta) и советы (consilia). Первые предписаны всем как обязанности, вторые предлагаются как средства достижения высшего, необязательного совершенства. По учению католической церкви, тот, кто исполняет советы, тот исполняет сверхдолжные дела, которые для самих совершителей не необходимы. Но так как Бог и их не может оставить без вознаграждения, то Он этот излишек добрых дел зачисляет другим людям – грешникам, у которых своих добрых дел недостаёт, чтобы заслужить блаженную жизнь в вечности. В католицизме существует сокровищница (thesaurus, буквально «ящик») сверхдолжных добрых дел, в которой основной фонд составляют заслуги Иисуса Христа, Божьей Матери и святых. Все сверхдолжные добрые дела поступают в пользу членов церкви в силу таинственного союза, связующего их с церковью небожителей и Самим Иисусом Христом, как Главой церкви. Папа, как наместник Иисуса Христа, есть раздаятель на земле этих преизбыточествующих заслуг. Это учение возникло в XIII в. и подробно было развито в сочинениях Альберта Великого (около 1193 – 1280 гг.), Фомы Аквинского (1225/1226 – 1274 гг.), Бонавентуры (около 1218 – 1274 гг.), Дунса Скота (1266–1308 гг.) и Беллармина (1542–1621 гг.), а как символическое учение церкви изложено в булле папы Климента VI (1342–1352 гг.) Unigenitus (1350 г.). В непосредственной связи с учением о сверхдолжных заслугах находится католическое учение об индульгенциях, а также о чистилище (purgatorium) – особенном месте или состоянии, среднем между раем и адом, где помещаются души умерших с покаянием, но не успевших принести удовлетворение (satisfactio) за грехи, а также вовсе не успевших раскаяться. Мучениями в чистилище (в течение того или иного времени) эти люди очищаются от грехов, после чего переселяются в рай. Учение о чистилище возникло, вероятно, на почве учения греческого христианского теолога Оригена (около 185 – около 254 гг.), отвергавшего вечность мучений; окончательно оно формулировано на Тридентском соборе (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563 гг.) и в «Катехизисе Католической Церкви». Имея в своей власти сокровищницу сверхдолжных дел, папа может сокращать время пребывания души в чистилище. То же самое право принадлежит и другим лицам церковной иерархии (согласно же учению восточных богословов, христианин должен делать добрые дела не только потому, что ему нужны заслуги для получения блаженной жизни, но и для того, чтобы принести удовлетворение для избежания временных наказаний). Одним из пунктов расхождения с восточной церковью является учение о непорочном зачатии Божьей Матери (immaculata conceptio). Оно состоит в том, что Дева Мария при зачатии её родителями, по особой благодати Божьей, ради будущих заслуг своего Сына, была сохранена свободной от всяких последствий первородного греха и обладала первобытной праведностью.

 



 
PR-CY.ru