КИРГИЗСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КИРГИЗСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ была основана в 1881 г. в ведении Томской и Асиновской епархии; первоначально подчинялась начальнику Алтайской духовной миссии и действовала на территории современной Восточно-Казахстанской области. В 1895 г. отделилась от Алтайской миссии и перешла в подчинение Омской епархии, распространив свою деятельность на Семипалатинскую и Акмолинскую области. С 1896–1897 гг. сотрудники Киргизской духовной миссии служили в Оренбургской епархии, открытой в 1894 г. и действовавшей в Тургайской области. В XVII–XVIII вв. киргизы (так в Российской империи в XIX – начале XX вв. называли казахов) кочевали в степных областях от реки Урал до западных предгорий Алтая. С 1730 г. начался процесс постепенного вхождения этого тюркского по происхождению народа в состав Российского государства. Во второй половине XVIII в. среди них распространился ислам суннитского толка. 24 декабря 1828 г. в указе Святейшего Синода архиепископу Тобольскому и Сибирскому Евгению (Казанцеву) предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упразднённую в 1799 г. Архиепископ Евгений (Казанцев) предполагал организовать две миссии: на севере – для остяков (современные ханты) и вогулов (современные манси), на юге – для киргизов (современные казахи), калмыков и алеутов Алтая, а также для черновых татар (старое название северных групп народов Алтая). Насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни иеромонах Макарий (Глухарёв; впоследствии архимандрит) был готов занять эту должность и проповедовать в Киргизской степи, мотивируя своё согласие тем, что климат этой местности более подходил для его слабого здоровья. В 1829 г. в Санкт-Петербург прибыли представители киргизов и среди прочего подали прошение о том, чтобы «мечетей и школ у них не заводить, ахунов и указных мулл не определять и позволить им не отдавать детей учиться в школы». Исследователи полагают, что киргизы таким образом пытались высказать своё нерасположение к исламу, и соответствующие решения российского правительства могли бы оградить их от исламского прозелитизма, или они опасались утратить собственные традиции, подпав под влияние чужой веры и культуры, русской и православной или татарской и мусульманской. Просьба киргизов повлияла на запрет деятельности православной миссии: возникли опасения, что киргизы не воспримут должным образом православную веру, хотя «в стране киргизов» уже были «устроены правительством два селения, составленныя из военных людей православнаго христианскаго исповедания». Так, Кокчетаву требовался священник, сообщение с петропавловскими иереями было затруднено. Именно здесь «было бы очень удобно устроить миссионерский стан». Архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) разрешил иеромонаху Макарию (Глухарёву) занять должность миссионера и 30 июня 1830 г. просил генерал-губернатора Западной Сибири Ивана Александровича Вельяминова о содействии в устройстве миссии.

 



 
PR-CY.ru