КОНОН

КОНОН (I в.) – священномученик (память в Кипрской церкви 11 декабря, 5 марта). Житие этого святого не сохранилось, сведения о нём содержатся в Похвальном слове преподобному Феосевию Арсинойскому, написанном преподобным Неофитом Затворником (1134 – вскоре после 1214 гг.). Конон жил на Кипре в апостольские времена, вступил в брак, но продолжал вести целомудренную жизнь. Впоследствии занял епископскую кафедру (не уточняется какую). Проповедовал христианскую веру, совершал чудеса и принял мученическую кончину. Прокопий Кесарийский в сочинении «О постройках» сообщал, что император Юстиниан I Великий восстановил на Кипре богадельню святого Конона и водопровод его имени. Д. Каппаис предположил, что Конон был епископом Пафоса, т.к. его почитание особенно распространилось на территории Пафосской митрополии: здесь подвизался преподобный Неофит Затворник, были построены храмы во имя этого святого (маленький парекклисион и большой собор в 1987–1988 гг. в Кисонерге, церковь близ села Нео-Хорьо на полуострове Акамас) и находятся мощи Конона. О том, что честная глава Конона хранилась в Пафосе, упоминается в «Хронологической истории острова Кипр» архимандрита Киприана (без уточнения её местонахождения). В настоящее время эта реликвия передана в новый собор священномученика Конона в Кисонерге (ранее глава Конона находилась в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисорройятиссы). Ряд сходных обстоятельств биографии этого Конона и мученика Конона Исаврийского (оба жили в апостольские времена, вели в браке целомудренную жизнь, обращали в христианство язычников и творили чудеса) стал причиной отождествления этих святых некоторыми исследователями. Однако Конон Исаврийский не был епископом и не жил на Кипре. Д. Каппаис высказал гипотезу о перенесении честной главы Конона на Кипр в эпоху иконоборчества, что привело к распространению почитания этого святого на острове. В более позднем исследовании, посвящённом кипрским святым, Д. Каппаис склоняется к мысли, что Конон был не исаврийским, а местным кипрским святым. В некоторых византийских стишных Синаксарях под 5 марта и в «Римском Мартирологе» (XVI в.) под 6 марта отмечена память некоего Конона Кипрского, появление которой Ипполит Делеэ объясняет ошибочной заменой прозвища мученика Конона Градаря (Огородника) указанием на место его происхождения – киприот. Древнейшие сохранившиеся изображения Кононо исследователи относят к XVIII в. (например, икона из церкви архангела Михаила в Анойире); на них святой представлен в преподобнических одеждах. Согласно народным представлениям, Конон жил отшельником на полуострове Акамас, потом основал монастырь и рядом устроил больницу и богадельню. Агафангел, епископ Фанарийский отнёс время жизни этого преподобного к IV в. и поместил его память в своём Синаксаристе под 5 марта. Смешение этого Конона с другими одноимёнными святыми отразилось на информации, помещённой на сайте Пафосской митрополии: святой назван преподобным, но ему приписана биография мученика Конона Исаврийского. Престольный праздник церкви священномученика Конона близ села Нео-Хорьо совершается 5 марта. Кроме того, память Конона отмечается 11 декабря.

 
PR-CY.ru