КОПИЕ

КОПИЕ – в богослужении православной церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии. В традиции Русской церкви копие также применяется для нарезания («раздробления») Агнца на части перед причащением. Впервые копие упоминается Феодором Студитом и в толковании на Божественную литургию VIII в., озаглавленном как «Церковная история» и приписываемом в рукописях Василию Великому либо Константинопольскому патриарху Герману I; использование ножа при совершении евхаристии явно предполагается и в рассказе Григория Декаполита. При этом в «Церковной истории» об использовании копия при совершении проскомидии говорится уже достаточно подробно. В этом литургическом комментарии приготовление Агнца из просфоры с помощью копия символически связывается с Ис. 53:7. Используемые автором комментария слова (в частности, греческое слово, означающего «стричь», «состригать», «обстригать»), позволяют исследователям предположить здесь ссылку на древнюю практику, когда просфора обстругивалась (очищалась) копием от корок. В дополненной редакции «Церковной истории» говорится, что копие символизирует копьё, которым сотник Лонгин пронзил рёбра Спасителя; также отмечается прободение Агнца копием. Использование копия фиксируется в рубриках чина протесиса в XI–XII вв. (совершать чин мог диакон). Это также подтверждается в «Протеории» Николая Андидского (XII в.), где сказано, что в Великой церкви диакон вырезает из просфоры Агнец «железным предметом», который называется копие. В середине XI в. кардинал Гумберт критиковал греков за то, что они используют для литургии обычный хлеб, вырезая из него части с помощью «железного копья» и нарушая тем самым целостность Тела Христова. По мнению исследователей, внешняя форма копья была придана этому литургическому предмету не сразу. Так, на мозаике «Евхаристия» в соборе Софии Киевской копие, лежащее на престоле (второй предмет справа), выглядит как обычный нож с узким лезвием. В «Изъяснении Божественной литургии» Николая Кавасилы (середина XIV в.) помимо символической интерпретации копия сообщается и о его форме: оно получило своё название и изготавливается в виде копья потому, что символизирует копьё, которым был пронзён на кресте Христос (толкование сопровождается цитатой из Ин. 19:34). Рукоять копия иногда увенчивается крестом; иногда крест бывает вырезан в центре лезвия. В повседневной богослужебной практике обычно используется несколько копий: большего размера – для изъятия Агнца, меньшего – для прочих просфор. В традиции грекоязычных церквей, где распространены просфоры с несколькими печатями, в качестве копия для изъятия Агнца может использоваться большей хлебный нож с волнообразным лезвием. Особый чин освящения копия не предусмотрен; в практике Русской и ориентирующихся на её традицию церквей копие освящается по «Чину благословения новых сосудов церковных». Копие включается в число священных сосудов (в составе так называемого евхаристического набора). Именно в этом качестве при архиерейском богослужении или при сослужении нескольких священников копие может нести в руках один из священников на великом входе. В духовном значении копие уподобляется кресту: оно (как и крест), будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верующих для жизни вечной в славе Царства Небесного. Как и крест, копие может использоваться для водоосвящения. По мнению исследователей, это связано с древним константинопольским почитанием реликвии, отождествляющейся с копьём, которым сотник Лонгин пронзил ребро Спасителя; поклонение этому копью совершалось в Святой Софии в Великую пятницы; Исследователи полагают, что его могли погружать и в воду для её освящения – точно так же, как в рамках соответствующей церемонии в воду погружали часть честного древа Креста Господня. Как бы то ни было, в современных православных богослужебных книгах приводится чин «Егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием», состоящий в том, что во время проскомидии священник погружает копие в воду с чтением тропарей в честь Крестного подвига Спасителя; освящённая таким способом вода подаётся болящим для излечения.

 
PR-CY.ru