КУК Питер ван Альст

КУК Питер ван Альст (1502–1550 гг.) – фламандский художник эпохи Северного Возрождения, романист; архитектор, скульптор, гравёр, иллюстратор, писатель и издатель, художник-декоратор и орнаменталист. Питер Кук ван Альст родился в Альсте, был сыном живописца, происходил из знатной семьи, родоначальниками которой были политики и художники. Учился у своего отца, а после у Бернарта Орлея, затем жил в Италии. В 1527 г. вступил в гильдию Святого Луки Антверпена. В 1526 г. женился на Анне Мертенс ван Дорнике, дочери известного художника Яна Мертенса ван Дорнике. У них родилось двое детей, однако вскоре (около 1527 г.) Анна умерла. В 1533 г. Питер ван Альст совершил путешествие в Турцию и прожил год в Константинополе. За это время сделал огромное количество рисунков, которые его вторая жена (художница-миниатюристка Майкен Верхюлст) уже после его смерти оформила в серию ксилографий «Жизнь и нравы турков». В браке с Майкен Верхюлст у Питера ван Альста родилось трое детей; исследователи предполагают, что художник с семьёй изображён на работе неизвестного художника, созданной около 1550 г. и находящейся в цюрихском Кунстхаусе. Дочь Питера ван Альста Мария впоследствии стала женой Питера Брейгеля Старшего. Согласно Карелу ван Мандеру, Питер Брейгель был подмастерьем у Питера ван Альста, «с которым потом и породнился, женившись на его дочери, которую он в детстве, живя у Питера Кука, часто носил на руках». Питер Кук ван Альст изучил тонкости турецкого шерстяного ковроткачества, которые внедрил в Брюсселе, хотя так и не нашёл деловых партнёров для сбыта своих шпалер. Как живописца Питера Кука ван Альста исследователи относят к романистам (поклонникам Рима, т.е. итальянского искусства) антверпенской школы. Под влиянием итальянского искусства Питер Кук ван Альст первым в Нидерландах применил ренессансный орнамент – итальянские гротески с мотивами герм и маскаронов – в книжной гравюре, а затем в картонах для шпалер. По мнению исследователей, его роль в становлении шпалерного искусства в Нидерландах трудно переоценить. В 1530–1550 гг. Питер Кук ван Альст и Бернарт ван Орлей были самыми влиятельными лицами в брюссельском ковроткачестве. В 1544 г. Питер Кук ван Альст открыл мастерскую в Брюсселе, изготовлявшую живописные полотна, гравюры и шпалеры. Вместе с Бернартом ван Орлеем он, по поручению папы Льва Х, надзирал за изготовлением на Брюссельской шпалерной мануфактуре знаменитой серии шпалер «Деяния святых апостолов» по картонам Рафаэля. Среди других произведений исследователи называют серию аррасов (так называли шпалеры из города Арраса, одного из ранних центров производства тканых ковров во Франции) на темы картин Иеронима Босха. Серия была создана в неизвестных мастерских Брюсселя в 1530–1540 гг. Аррасы продали во Францию, причём пять из них указаны в описи имущества короля Франциска I от 1542 г. Серия пользовалась популярностью и после смерти художника. Она была повторена в 1566 г. для кардинала Гранвелы. Два года спустя серию соткали заново для герцога Альбы. В 1550 г., за несколько месяцев до своей смерти, Питер Кук ван Альст стал придворным художником у Карла V. Значительное количество произведений художника было уничтожено в годы иконоборчества в Нидерландах в XVI в., поэтому полное представление о количестве его произведений и его художественной эволюции исследователям получить затруднительно. Питер Кук ван Альст был не только художником, но и издателем и теоретиком искусства, автором нескольких трактатов по искусству картоньеров и декораторов. В его переводе с комментариями в Нидерландах вышла книга итальянского архитектора Себастьяно Серлио «Шесть книг об архитектуре».

 
PR-CY.ru