КРЕСТНЫЙ ХОД

КРЕСТНЫЙ ХОД – в православных и восточнокатолических церквах торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т.д.). Примеры торжественных шествий известны исследователям ещё со времён Ветхого Завета. К прообразам первых крестных ходов исследователи относят: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; семикратное обхождение с Ковчегом Завета вокруг Иерихонских стен, вследствие чего неприступные стены Иерихона пали от гласа священных труб и возглашений всего народа, а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. В «Книге Иисуса Навина» говорится о том, что когда он осматривал укрепления города Иерихона, то увидел перед собой человека, от которого получил откровение о том, как нужно взять этот город. Согласно этому высшему указанию, Иисус Навин велел священникам выступить с Ковчегом Завета и нести его вокруг стен Иерихона, при этом семь священников должны были идти перед ковчегом и трубить в трубы, а вооружённые воины молча идти впереди и сзади ковчега. Так они обходили город шесть дней по одному разу. В седьмой день шествие повторилось семь раз, а в конце последнего обхода раздался потрясающий возглас безмолвного до этого народа. Высокие стены упали от чудесного сотрясения, оставив Иерихон беззащитным перед израильтянами (Ис. Нав.5:13–6:26). Другой пример того, как люди, понимая свое бессилие, прибегали к помощи Божьей. Во времена судии Илия филистимляне сделали нашествие на израильский народ. Произошла битва, в которой войска филистимлян потерпели поражение. Не надеясь собственными силами держаться против неприятеля, они принесли из Силома Ковчег Завета. Появление святыни в израильском войске сразу подняло у них дух, и они начали ликовать. Но их нечестью даже это не смогло им помочь (1 Цар. 4:1–11). Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» сообщает: «Кивот Завета вместе с воздвигнутой Моисеем скинией, равно как со всею необходимою при богослужениях и жертвоприношениях утварью, был перенесён в храм. Сам царь и весь народ с жертвоприношениями шли во главе процессии, причём левиты окропляли путь жертвенным вином и кровью массы убитых жертвенных животных, а также сжигали несметное количество благовонных курений, так что воздух во всей окрестности наполнился благоуханием и сладостью своею указывал даже в большом от этого места расстоянии проходившему путнику на близость Божества и, если выразиться на всем доступном языке, на Его переселение во вновь сооружённое и Ему посвящённое местожительство. Равным образом левиты не переставали петь гимны и хоровые славословия в продолжение всего пути до самого храма».

 



 
PR-CY.ru