КОКЦЕЮС Иоанн

КОКЦЕЮС Иоанн (1603–1669 гг.) – реформатский богослов, уроженец Бремена, где с 1629 г. был профессором библейской филологии в реформатской академии, в 1636 г. перешёл в университет в Франекер, с 1650 г. был профессором догматики в Лейдене. В противоположность схоластике, утвердившейся в реформатском богословии со времени синода в Дортрехте, Иоанн Кокцеюс положил начало строго библейскому направлению, составив и первый полный словарь древнееврейского языка: «Lexicon et commentarius sermonis Hebraici et Chaldaici Veteris Testamenti» (Лейден, 1669 г.). Иоанн Кокцеюс – творец своеобразной богословской системы, известной под названием «федерального богословия» («theologia foederalis»), которую он изложил в своей «Summa doctrinae de foedere et testamento Dei» (Лейпциг, 1648 г.). Эта система, основные черты которой были намечены и Жаном Кальвином, рассматривает различные ступени откровенной религии благодати, как последовательные союзы между Богом и человеком. Первоначально имел место «союз дел» («foedus naturae seu operum»), т.е. то отношение человека к Богу, которое, вне искупительного откровения и благодати, нашло своё осуществление до грехопадения; затем следует «союз благодати» («foedus gratiae»), т.е. основанное на откровении отношение человека к Богу после грехопадения. «Союз благодати» прошёл три стадии развития: до закона (foedus gratiae ante legem), под законом (sub lege), после закона или под евангелием (post legem sive sub evangelio). Требуя истинного благочестия, Иоанн Кокцеюс выступил ревностным противником застывшей ортодоксии, главным представителем которой был в Голландии утрехтский профессор Вутиус (1588–1676 гг.). Возникшие, таким образом, церковные партии кокцеянцев и вутианцев имели в то же время и политический характер, т.к. первые стояли на стороне аристократическо-республиканской партии, вторые же на стороне оранской. Собрание сочинений Иоанна Кокцеюса издано в Амстердаме в восьми томах (1701 г.); позднее напечатана и его «Opera anecdota» (два тома, Амстердам, 1706 г.).

 
PR-CY.ru