КИВОРИЙ

КИВОРИЙ – в христианской археологии под этим названием понимается устраиваемая над престолом сень – круглый или куполообразный верх, утверждающийся на нескольких колоннах или столбах. Напоминая свой формой надгробные памятники древних народов, кивории обязаны своим происхождением желанию христиан сделать престол как можно более похожим на надгробный памятник и через это нагляднее выразить мысль, что престол – гроб, место положения тела Христа. Такой именно взгляд высказывали Константинопольский патриарх Герман и Иерусалимский патриарх Софроний. По словам Германа, киворий «поставляется в церкви для того, чтобы служить сокращённым изображением и распятия, и погребения, и воскресения Христова». Устройство кивориев составляет обычное явление позднейшего и настоящего времени. От кивория-сени над престолом должен быть отличаем киворий сосуд для хранения святых даров. Киворий как сосуд сначала имел у христиан чашевидную форму; впоследствии он нередко получал вид голубя (peristerium). В готических церквах преобладает форма чаши, но в большом распространении была и форма изукрашенной башенки, а также круглого ящичка. Верхушкой кивория всегда служили крест или распятие. Исследователи спорят по поводу происхождение слова «киворий». По мнению одних, оно происходит от арабского, означающего «сосуд», «кубок»; по словам других, – от еврейского, означающего «гроб» (профессор Евгений Евстигнеевич Голубинский), третьи (профессор Николай Васильевич Покровский) считают его корнем греческого слова, которым называлась шелуха на плодах одного египетского растения; поскольку она имела форму кубка и употреблялась египтянами вместо чаши, то Атеней и замечает: «Киворий есть род кубка». В том же значении употребляется слово «киворий» у Горация. Совершенно иначе понимали значение слова Иерусалимский патриарх Софроний (от слова «ковчег» и слова, означающее его устроение) и Константинопольский патриарх Герман (от слова, означающего «озарение Господне»). С какого времени христиане стали устраивать кивории, исследователям с точностью не известно; но исследователи не сомневаются, что в IV–V вв. они уже существовали. В пользу этого говорят их изображения на двух мозаиках, – в церкви Иоанна Предтечи в Равенне (465 г.) и в храме св. Георгия в Солуни (IV в.). Эти же памятники дают отчётливое представление и о форме кивория: на той и другой мозаике его верх (на последней он куполообразный) покоится на четырёх колоннах, между которыми повешена завеса. Подобный вид сохраняют кивории и во всё последующее время. Изменяются детали, частности, придумываются всевозможный украшения, но общий тип, характер остаётся неизменным. Он удержан даже таким в своём роде единственным киворием, как киворий, построенный Юстинианом в константинопольском храме Святой Софии.

 



 
PR-CY.ru