КАМИЗАРЫ

КАМИЗАРЫ – французские кальвинисты, проживавшие в районе горного массива Севенны (Лангедок, Южная Франция) и поднявшие вооружённый мятеж против королевской власти в 1702–1705 гг. Считается, что впервые название «камизары» было употреблено в январе 1703 г. кальвинистским проповедником Авраамом Мазелем, одним из идейных вдохновителей восстания. Исследователи полагают, что слово «камизары» связано с провансальским «camisa» – «рубашка», поскольку отличительным признаком восставших стали белые рубахи, которые носили камизары. По одной из версий, участники восстания якобы оставляли эти рубахи в деревнях для стирки. Согласно другой гипотезе, термин «камизары» восходит к «camisade» – «неожиданная ночная атака», во время которой участники узнавали друг друга по надетым поверх одежды или доспеха рубахам. В 1703–1704 гг. восстание распространилось на области Виваре, Веле, Руэрг и Оранж. Для его подавления королевской власти пришлось направить в Лангедок значительные воинские подразделения. Во французской исторической литературе восстание камизаров часто называют Севеннской войной. В начале XVIII в. Севеннами помимо собственно горного массива считались области Жеводан, Виваре и Веле, разделённые на шесть католических епископств. Определённым административным единством регион обладал лишь в глазах кальвинистов: в 1612 г. кальвинистская синодальная провинция Севенны была отделена от Нижнего Лангедока и насчитывала около 80 тыс. гугенотов. Примерно с 1660 г. католическое давление на Севенны возросло. Наряду с мерами, касавшимися всего королевства (в октябре 1685 г. было отменено действие Нантского эдикта, реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции), власть уделяла немало внимания и непосредственно Севеннам: туда направлялись католические миссионеры, для более плодотворной работы с перешедшими в католицизм гугенотами. В 1694 г. буллой папы Римского Иннокентия XII из епископства Ним было выделено небольшое епископство Алес (у подножия Севенн, к северу от города Ним). Число обращений в католическую веру росло, однако, несмотря на эти меры и преследование гугенотов, население региона оставалось в значительной степени протестантским. Недовольство гугенотов королевской политикой оформилось в движение «маленьких пророков» (с 1698 г.): дети, юноши и девушки (нередко визионеры и конвульсионеры) проповедовали необходимость оказывать сопротивление насильственным мерам со стороны администрации и католического духовенства, призывали к покаянию и утверждали, что Господь обрушит гнев на отрекшихся от протестантской веры. Правительство арестовывало и казнило тех, кто активно противостояли административным мерам, ввело «драгонады» (принудительный постой войск в домах гугенотов с целью заставить протестантов переходить в католичество).

 



 
PR-CY.ru