КУЛЬТУРКАМПФ

КУЛЬТУРКАМПФ (нем. Kulturkampf – борьба за культуру) – направление внутренней политики в Германской империи в 1871–1878 гг. с целью реформировать отношения между государством и католической церковью, вследствие чего возник конфликт между германским государством и немецкими католиками. Политика «Культуркампф» приняла форму противостояния Германской империи при рейхсканцлере Отто фон Бисмарке (1871–1890 гг.) и Римско-католической церкви при папе Римском Пии IX (1846–1878 гг.). Официально «Культуркампф» объявили завершённой в 1887 г. Термин «Культуркампф» впервые встречается в опубликованной в мае 1840 г. анонимной рецензии на сочинение радикала Л. Снелля «Значение борьбы либеральной католической Швейцарии с Римской курией» (1839 г.) для обозначения конфликта между либеральными швейцарскими католиками и Папским престолом. В широкое употребление термин был введён одним из главных оппонентов О. фон Бисмарка Рудольфом Вирховым: выступая 17 января 1873 г. в прусской палате депутатов, он обозначил этим термином проводимую Пруссией политику отделения культуры от влияния католической церкви. В подготовленном Р. Вирховым предвыборном обращении Германской прогрессистской партии (23 марта 1873 г.) он повторил этот термин, который впоследствии иронически высмеивался католической прессой, а в либеральных газетах и журналах, напротив, защищался. Государственная политика «Культуркампф» подразумевала проведение либеральных преобразований, отделение церкви от государства и учреждение регистрируемого государством гражданского брака. Этому противились сторонники консервативных и религиозных, прежде всего, католических, сил. Они выступали за сохранение влияния церкви на немецкое общество и государственную политику. «Культуркампф» затронул и протестантские церкви в Германии, хотя они не находились в центре противостояния и даже не определяли своих позиций в этом конфликте. Ослабление влияния католической церкви в Германии было в интересах германских протестантов, но жёсткие меры О. фон Бисмарка в отношении католического духовенства не раз критиковались представителями протестантских церквей. В политическом смысле это противостояние свелось в Германии к борьбе представителей католического меньшинства в парламенте, прежде всего, католической партии Центра, за влияние на внутреннее развитие государства. В результате победы во Франко-прусской войне и преобразования Северо-Германского союза в Германскую империю (1871 г.) в новом государстве доминирующую роль стала играть протестантская Пруссия, а из 21 правящей династии в гермнских государствах католическими были лишь Виттельсбахи (королевство Бавария) и Веттины (королевство Саксония). Вместе с тем католики составляли более трети населения Германской империи. В германских государствах по большей части негативно воспринималась позиция папы Римского Пия IX относительно взаимоотношений церкви и государства (в том числе осуждение либеральных принципов свободы совести и религиозной терпимости государства, выраженное в энциклике «Quanta Cura» и в приложении «Syllabus errorum»), а также провозглашение в 1870 г. на первом Ватиканском соборе догмата о папской безошибочности, который рассматривался либералами как нарушение свободы совести и мнения. Критике подвергалась внешняя политика Папского престола, особенно – жёсткое противостояние папы Пия IX и итальянского короля Виктора Эммануила II после захвата Рима итальянскими войсками и упразднения Папской области в результате объединения Италии (Рисорджименто).

 



 
PR-CY.ru