КОМПАНЕЙСКИЙ Николай Иванович

КОМПАНЕЙСКИЙ Николай Иванович (1848–1910 гг.) – русский композитор и музыкальный критик. Получил образование в Воронежском кадетском корпусе, в санкт-петербургском Николаевском кавалерийском училище и на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. До конца жизни служил в кодификационном отделе при Военном совете. Музыке обучался частным образом, в том числе брал уроки пения у оперного баса Осипа Афанасьевича Петрова и теории музыки у Иосифа Карловича Гунке. Сочинять музыку в духовных жанрах Н.И. Компанейский начал ещё в кадетском корпусе, где управлял церковным хором учащихся. В период обучения в Николаевском училище сблизился с санкт-петербургскими музыкантами из круга Новой русской школы («Могучей кучки»), в том числе с Модестом Петровичем Мусоргским, также выпускником Николаевского училища (в 1906 г. Н.И. Компанейский опубликовал воспоминания о композиторе). Под влиянием этой среды написал две оперы, симфонию и романсы, но через некоторое время уничтожил их. В последующие десятилетия написал ряд вокальных «музыкальных картинок» в стиле М.П. Мусоргского, которые были изданы только посмертно (1911 г.). Между 1894 и 1905 гг. создал духовно-музыкальные переложения и сочинения, опубликовал десятки статей и рецензий на темы церковно-музыкального творчества и хорового дела практически во всех русских журналах того времени, освящавших данные вопросы. Как критик Н.И. Компанейский выступал, главным образом, в «Русской музыкальной газете», где по приглашению редактора Николая Фёдоровича Финдейзена вёл специальный отдел. После 1905 г. сочинял меньше, а в статьях чаще освещал социальные вопросы, связанные с церковным пением (положение певчих, формы преподавания, цензура). В этот же период Н.И. Компанейский участвовал в организации Народной консерватории, пытался создать Общество писателей о музыке, входил в Комитет по сооружению в Санкт-Петербурге памятника Дмитрию Степановичу Бортнянскому, протоиерею Петру Ивановичу Турчанинову и Алексею Фёдоровичу Львову. Композиторское наследие Н.И. Компанейского включает свыше сорока духовно-музыкальных сочинений и переложений, изданных у Петра Ивановича Юргенсона. Начав со свободных композиций на богослужебные тексты, впоследствии Н.И. Компанейский создал переложения древних и современных распевов Русской и других православных церквей: «Догматики богородичны знаменного распева» (1900–1903 гг.; издано: М., 1906 г.), цикл «Литургия св. Иоанна Златоуста болгарского распева» (1906 г.; издано: М., 1907 г.) – на мелодии, собранные Анастасом Николовым в издании «Староболгарское церковное пение» (1905 г.), и др. Исследователи отмечают, что в своих гармонизациях Н.И. Компанейский, сохраняя ритмическую и интонационную структуру распевов, стремился к преобладанию линеарной подголосочной полифонии и иных приёмов крестьянского песенного многоголосия. Эта идея, не чуждая таким представителям московской школы, как Степан Васильевич Смоленский и Александр Дмитриевич Кастальский, вызывала сопротивление других музыкантов, особенно членов Наблюдательного совета при Синодальном училище церковного пения.

 



 
PR-CY.ru