КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич

КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (1883–1937 гг.) – художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в. Происходил из носившей графский титул аристократической семьи с давними культурными и художественными традициями. Его двоюродный дед – поэт пушкинской эпохи Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827 гг.), отец – граф Алексей Егорович Комаровский (1841–1899 гг.), художник-любитель и иконописец, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля (1890 гг.), старший брат Василий (1881–1914 гг.) – поэт Серебряного века. Начальное образование В.А. Комаровский получил в московском Императорском лицее в память цесаревича Николая, затем в ялтинской гимназии. Окончив три курса юридического факультета Санкт-Петербургского университета, перешёл в императорскую Академию художеств, но вскоре покинул её и стал работать самостоятельно. С 1900 г. участвовал в выставках в Вене, Лондоне и других городах за границей, а также в Москве в выставках «Союза русских художников», «Московского товарищества передвижных выставок». С 1905 г. произведения В.А. Комаровского декоративно-прикладного характера (рисунки вышивок, резьбы по дереву, изразцов и т.п.) экспонировались на выставках «Нового общества художников» в Санкт-Петербурге. Здесь же была представлена его первая церковная работа – эскиз росписи притвора Троицкого собора Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры (1910 г.; архитектор Алексей Викторович Щусев). К этому времени исследователи относят эскиз мозаики «Благовещение» (частное собрание, Лондон). В 1909–1910 гг. В.А. Комаровский совершенствовался в живописи в мастерской Родольфо Жульяна и Филиппо Коларосси в Париже, а также у проживавшего там Валентина Александровича Серова. Путешествовал по Италии, изучая произведения искусства раннего Средневековья. Был членом редколлегии сборников «Русская икона» (издание прекращено в связи с началом Первой мировой войны; в 1914 г. вышло три выпуска). Принимал участие в деятельности «Общества изучения древнерусской живописи» (Отдел рукописей Третьяковской галереи). Общался с художниками, реставраторами и коллекционерами – знатоками русской иконы. Делал зарисовки и копии новооткрытых шедевров древней новгородской иконописи в Русском музее императора Александра III в Санкт-Петербурге. К 1911–1914 гг. исследователи относят создание В.А. Комаровским совместно с Дмитрием Семёновичем Стеллецким иконостаса в древнерусском стиле для церкви равноапостольных Константина и Елены в имении графов Медем «Александрия» под Хвалынском Саратовской губернии (после революции церковь была разграблена и разрушена). В 1912 г. В.А. Комаровский женился на Варваре Фёдоровне Самариной. Тогда же совершил поездку в  Ростов и Ярославль для знакомства с памятниками древней архитектуры и искусства.

 



 
PR-CY.ru