КОМАРОВ Василий Фёдорович

КОМАРОВ Василий Фёдорович (1838–1901 гг.) – исследователь церковного пения, регент, педагог. Сын протоиерея церкви св. Жён-мироносиц в Серпухове. В детстве пел на клиросе. Окончил Донское духовное училище, затем Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1862 г.; кандидат богословия). В академии руководил студенческим хором. Некоторое время преподавал математику и физику в Симбирской духовной семинарии, с 1864 г. – в Казанской духовной семинарии, одновременно слушал курсы математических и естественных наук в местном университете. С 1869 г. до конца жизни преподавал в Московской духовной семинарии алгебру и тригонометрию, в 1869–1874 гг. – церковное пение. В 1875 г. в университетской типографии в Москве было издано его пособие «Практическая школа хорового пения» (переиздано: М., 1894, 1895 гг.). В начале 1880 гг. В.Ф. Комаров стал одним из членов-учредителей и самых активных сотрудников московского Общества любителей церковного пения (ОЛЦП); входил в состав комиссии, которая проверяла записи, сделанные в 1881 г. Юлием Николаевичем Мельгуновым для издания «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881–1915 гг., четыре части). В середине 1880 гг. изложил заново литургийные московские напевы (впоследствии именно эта запись легла в основу издания четвёртой части «Круга...»); он же готовил дополненное второе издание второй части («Ирмосы». 1907 г.). Вместе с Владимиром Никитичем Кашперовым и Ю.Н. Мельгуновым записал одноголосный напев кремлёвского Успенского собора с голоса сакеллария собора протоиерея Петра Виноградова. В ОЛЦП В.Ф. Комаров также занимался организацией конкурсов по гармонизации церковных мелодий. По мнению исследователей, ему принадлежит вступление к изданию «Опыты переложений древних церковных напевов» (М., 1887 г., выпуск 1). Обработки В.Ф. Комарова, вошедшие в «Опыты...» (воскресные ирмосы (песни 6–8), знаменного распева, «Радуйся, Живоносный Кресте», «Единородный Сыне» напева XVII в., «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого), исследователи выделяют среди остальных: если другие авторы остаются в пределах «строгого стиля», то В.Ф. Комаров, по словам председателя ОЛЦП Петра Дмитриевича Самарина, стремился к тому, «чтобы гармония переложений была согласна с гармонией русских народных напевов, и чтобы сопровождающим голосам давалось движение в духе церковных и народных мелодий» («Русская духовная музыка в документах и материалах», том 3). По воспоминаниям П.Д. Самарина, В.Ф. Комаров сделал множество обработок для мужского любительского хора ОЛЦП, который в 1880–1890 гг. постоянно выступал на певческих собраниях общества вместе с профессиональными хорами (не все из этих произведений сохранились).

 



 
PR-CY.ru