КОЛУФ, Коллуф, Калуф, Аколуф

КОЛУФ, Коллуф, Калуф, Аколуф (ум. в начале IV в.) – мученик Египетский (память 19 мая; память в Коптской церкви 24, 25 пашонса (19, 20 мая); память в Эфиопской церкви 25 генбота (20 мая)). Агиографическое «досье» Колуфа включает тексты разных жанров на коптском и арабском языках. «Акты Колуфа» (см. Акты мучеников) на коптском языке исследователи датируют IV–V вв. и считают их переводом с греческого. Предполагалось, что арабский перевод «Актов» сохранился в парижской и ватиканской рукописях, однако первый из этих текстов сильно повреждён и не поддаётся прочтению, а второй представляет собой независимую арабскую версию, состоящую из краткого Мученичества и Чуда обретения могилы Колуфа, которое известно исследователям и в отдельной редакции. Пространное Мученичество Колуфа, написанное на коптском языке, сохранилось лишь в небольшом отрывке на языке оригинала и полностью – в арабском переводе (для исследователей очевидно, оно является литературной переработкой «Актов»). В честь Колуфа были написаны несколько энкомиев на коптском языке, содержащих в том числе рассказы о его посмертных чудесах. Один из них (на 24 пашонса), принадлежащий епископу Исааку Антинойскому, сохранился полностью на коптском и арабском языках; другой (на 24 хатора (20 ноября)), составленный Фойбаммоном, епископом Ахмима (Панополя), – во фрагментах на коптском и полностью на арабском (в одной из рукописей назван «вторым», из чего исследователи сделали вывод, что существовал, вероятно, ещё один энкомий того же автора). Оба автора не известны исследователям по другим источникам. Фойбаммон назван в энкомии «диадохом (т.е. патриаршим викарием) всего (Верхнего?) Египта»; сообщается, что он находился в изгнании вместе с Александрийским патриархом Феодосием I (имеется в виду либо краткое бегство из Александрии в 535 г., либо пребывание в Константинополе в 537–567 гг.), однако эта информация не находит подтверждения. В двух арабских рукописях засвидетельствован ещё один энкомий в честь Колуфа авторства Исаака Антинойского (на 14 хойака (10 декабря); не издано). Исследователям известны также несколько сборников с описанием посмертных чудес Колуфа на коптском и арабском языках. Из-за обрывочного характера рукописей исследователи не могут утверждать, были ли они самостоятельными или входили в состав более обширных сборников. В арабской рукописи из монастыря Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун (№35 в агиографическом собрании; около 1549 г.) содержится сборник с описанием 15 посмертных чудес Колуфа, часть которых не засвидетельствована на коптском языке (одно из чудес датировано 1495/1496 г.). Эти чудеса обнаруживают явные параллели с коптским энкомием в честь мученика Филофея Александрийского, который приписывается епископу Димитрию Антиохийскому, но, из-за того что второй памятник сохранился лишь во фрагментах, вопрос о связи между ними остаётся открытым.

 



 
PR-CY.ru