КЛИМЕНТ

КЛИМЕНТ (ум. в 1111 г. или 1135–1140 гг.) – преподобный (память в Греческой церкви 26 января). В византийских источниках сведения о Клименте не сохранились. Посвящённая этому святому служба включает краткое синаксарное Житие. Она была издана по рукописи XVII в. в 1896 г. в Афинах по инициативе игумена монастыря Сагмата в честь Преображения Господня, основателем которого является Климент. Он родился в Афинах в знатной семье и с молодости отличался благочестием. В возрасте 30 лет принял монашеский постриг в Миопольском монастыре, основанном преподобным Мелетием Новым (память в Греческой церкви 1 сентября) на горе Киферон в Беотии. В течение 30 лет подвизался в киновии, являясь образцом монашеского послушания и смирения. Часто удалялся для молитвы на гору Сагматий, расположенную к северо-востоку от Фив. Однажды один из монахов по имени Иаков застал его парящим во время молитвы над землёй и рассказал об этом братии. Чтобы избежать мирской славы, Климент решил тайно покинуть Миопольский монастырь и стать отшельником. Он поселился на горе Сагматий на столпе, образованном скальной породой, и прожил там 30 лет. Постепенно к нему стали собираться ученики, которые селились в окрестных пещерах. Позднее на горе появились и монастырские постройки. После смерти в 1105 г. Мелетия Нового его преемник велел Клименту вернуться в киновию, но тот отказался. Тогда новый игумен отлучил Климента от церкви. Через некоторое время он заболел и велел отнести себя к преподобному, чтобы испросить прощения. По пути игумен скончался со словами раскаяния на устах, но Климент, несмотря на большое расстояние, чудесным образом услышал игумена и простил его. Слава о подвижнике достигла столицы, и император Алексей I Комнин сделал пожертвование основанному Климентом монастырю, в том числе подарил ему частицу Честного и Животворящего Креста Господня, о чём говорится в хрисовуле 1106 г. (хранится в резиденции Фиванского и Ливадийского митрополита, в настоящее время исследователи считают этот документ поддельным). Перед смертью Климент попрощался со своими учениками и дал им последние наставления. Год его кончины исследователям неизвестен. Франсуа Жозеф Мари Алькен датировал её XII в. без уточнений, иеромонах Макарий Симонопетрит отнёс к началу XII в., в издании службы Клименту указан 1111 г. Последняя дата утвердилась в современном календаре греческих церквей. Но ряд исследователей, исходя из неясных формулировок и хронологии синаксарного Жития, трактуют его текст так, что Климент покинул Миопольский монастырь после смерти Мелетия Нового в 1105 г., и, поскольку он прожил на горе Сагматий 30 лет, то умер в 1135 г. или чуть позднее. Мнение А.К. Орландоса, исследовавшего историю и архитектуру монастыря Сагмата, о возведении крестово-купольного монастырского собора во второй половине XII в., было подвергнуто критике С. Бойядзисом, который считает, что строительство кафоликона было начато при жизни святого, чью кончину он традиционно относит к 1111 г. Ф. Алькен высказал гипотезу, что Климент может являться одним лицом со св. Климентом Новым, которому Мануил Фил (около 1275 – около 1345 гг., придворный поэт Андроника II и Андроника III Палеологов) посвятил песнь «На чудотворящий перст Климента Нового, который явил император». Этот вопрос остаётся открытым, т.к. в произведении Мануила Фила не содержится конкретных сведений об этом святом, упоминается только, что жители Константинополя стали обладателями кивота с его мощами. По мнению исследователей, если учесть, что в монастыре Сагмата от мощей Климента осталась только глава, то можно предположить, что его тело было перенесено в какой-либо крупный церковно-административный центр. От честной главы Климента происходили чудеса и исцеления; с ней совершались крестные ходы во время эпидемий. В Фиванской и Ливадийской митрополии день памяти Климента отмечается помимо общецерковного праздника 26 января также и 1 мая.

 
PR-CY.ru