КИТАЕВСКИЙ КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КИТАЕВСКИЙ КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Киевской митрополии УПЦ, находится в Голосеевском районе Киева, на южной окраине города. Первоначально пустынь Киево-Печерской лавры, в 1993 г. возобновлён как скит Киево-Печерской лавры, с 1996 г. – самостоятельный монастырь. Топоним «Китаев» происходит от устаревшего слова «кита» (то же, что и китица – связка жердей): киты служили для укрепления древнерусского городища, остатки которого зафиксированы на Китай-горе (такое название получил природный останец, на 40 м возвышающийся над уровнем Днепра). По мнению ряда историков (Михаила Александровича Максимовича, Владимира Бонифатьевича Антоновича и др.), здесь находился древнерусский город-крепость Пересечен, упомянутый в летописи под 1154 и 1161 гг. В 1710–1711 гг. урочище Китаево, окружённое лесом, опоясанное полукружием русла обмельчавшей реки («Безымянный ручей») и xолмами, понравилось киевскому генерал-губернатору Дмитрию Михайловичу Голицыну, когда он укрылся здесь от эпидемии, охватившей Киев. В благодарность за то, что не заболел, он решил построить в Китаеве на свои средства небольшую обитель. В начале XVIII в. Д.М. Голицын стал основным фундатором Малого Китаевского монастыря, позже названного пустынью. После того как принадлежавшая лавре земля Печерского местечка была отчуждена в пользу военного ведомства для строительства крепости, новоустроенная обитель частично компенсировала экономические потери печерской братии. Арxимандрит Иоанникий (Сенютович), принимая во внимание полномочия, которыми был наделён от императора Петра I киевский градоначальник, решавший вопросы перемещения монастырей, был вынужден согласиться с настоятельными рекомендациями Д.М. Голицына использовать место «под горою Китаевскою, на показанной равнине» для уединённого проживания братии (Центральный государственный исторический архив Киева, 1781 г.). 16 октября 1720 г. жалованной грамотой императора Петра I новая обитель была закреплена за Киево-Печерской лаврой вместе с другими приписными монастырями. В 1752 г. в пустыни был пожар, который, согласно доношению в Синод печерского архимандрита Луки (Белоусовича), уничтожил деревянную церковь во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Колокольни до 1752 г. в пустыни не было, о чём свидетельствует обращение в 1752 г. китаевской братии к наместнику лавры, где сообщается о пожертвовании княгини Татьяны Григорьевны Горчаковой уже привезённого из Москвы колокола, который некуда было повесить (Центральный государственный исторический архив Киева). После введения в 1786 г. духовных штатов пустынь была оставлена в ведомстве лавры как пристанище для инвалидов и престарелой братии. Таким образом, обитель частично исполняла функции Больничного Троицкого монастыря, находившегося на территории лавры, к которому, согласно грамоте Петра I, по «крепостям» было приписано урочище Китаево (Центральный государственный исторический архив Киева). Руководители лаврских пустынь именовались «начальниками». Сохранившиеся акты инвентаризации имущества свидетельствуют о частой смене игуменов и иеромонахов. Наиболее ранним свидетельством о жизни в пустыни при начальнике иеросхимонахе Феодосии являются воспоминания преподобного Паисия (Величковского) 1739 г.

 



 
PR-CY.ru