КИР ЭДЕССКИЙ

КИР ЭДЕССКИЙ, Кийоре Эдесский – восточно-сирийский богослов, писатель-литургист (VI в.). Судя по прозвищу, родился в Эдессе (ныне Шанлиурфа, Турция). В 530 гг. обучался в богословской школе Нисибина под руководством Мар Абы I, будущего католикоса Церкви Востока, и Фомы Эдесского. Затем переехал в школу Селевкии-Ктесифона, либо последовал за Мар Абой (около 538 г.), либо в результате временного закрытия Нисибинской школы по указу персидского шаханшаха Хосрова I (около 540/541 г.). Исследователи полагают, что здесь получил учёное звание «доктора», которое часто стоит при его имени в рукописях. После смерти Мар Абы (552 г.) Кир Эдесский перенес его тело в город Хира (Хирта), где построил монастырь и основал богословскую школу. По мнению исследователей, это произошло не сразу, поскольку в сохранившейся биографии Мар Абы рассказывается о первоначальном перенесении его тела в монастырь в Селевкии. Кир Эдесский известен, прежде всего, как автор шести литургических трактатов, которые исследователи относят к числу немногих сохранившихся и притом наиболее ранних образцов сирийского жанра, означающего буквально «повод, причина, обоснование, введение; проповедь, дающая богословское объяснение того или иного литургического события». Цикл из восьми объяснений был начат Фомой Эдесским, написавшим трактаты о Рождестве Христовом и Богоявлении. Завершая после его смерти (около 543 г.) этот труд, Кир Эдесский составил объяснения, посвящённые Великому посту, Пасхе, Страстям Христовым, Воскресению, Вознесению и Пятидесятнице. Впоследствии этот цикл был дополнен ещё пятью трактатами других авторов и в таком виде бытовал в Церкви Востока под названием «Объяснения праздников домостроительства» (все сохранившиеся рукописи восходят к ныне утраченной рукописи XVI в.). По словам Кира Эдесского, в основе его трактатов лежат объяснения, которые давались устно учителями Нисибинской школы, в первую очередь, как полагают исследователи, Мар Абой. Трактаты Кира Эдесского исследователи считают важным свидетельством того, как богословская система епископа Феодора Мопсуестийского, которой в целом следует автор, применялась в сфере литургического богословия. Они также отражают один из этапов в развитии учения о евхаристии в Церкви Востока и дают информацию о восточно-сирийской литургической практике VI в. Авдишо бар Бриха (ум. в 1318 г.) в «Каталоге писателей» приписывает Киру Эдесскому также «объяснения» и «толкования». Исследователи полагают, что речь идёт о не сохранившихся экзегетических сочинениях и/или о переводах с греческого. В частности, ввиду стилистического сходства с литургическими трактатами Киру Эдесскому, как полагают исследователи, может принадлежать сирийский перевод «Книги Гераклида Дамасского» Нестория, выполненный в 537 г.

 
PR-CY.ru