КЕННЕШРЕ, Кеннешрэ

КЕННЕШРЕ, Кеннешрэ (сир. – букв. «орлиное гнездо») – средневековый западно-сирийский (яковитский) монастырь в Северной Сирии, образовательный и переводческий центр. Согласно арабскому географу Якуту (XIII в.), Кеннешре находился на восточном берегу Евфрата напротив города Джерабис (греч. Европос; ныне Джарабулус, Сирия), в 4 парасангах (около 25 км) от Маббуга (Манбиджа) и в 7 (около 45 км) от Саруга (ныне Суруч, Турция). Иногда для обозначения Кеннешре могла использоваться форма Кеннешрин (status absolutus того же слова), в этом случае его исследователи отличают от города Кеннешрин (Халкида), располагавшегося в 25 км к юго-западу от Халеба (Алеппо) и имевшего епископскую кафедру (смешение этих топонимов встречается и в современной научной литературе). В 1990 гг. испанские археологи попытались идентифицировать руины Кеннешре близ места слияния рек Евфрат и Саджур, однако раскопки 2005–2006 гг. под руководством Ю. ад-Дабте подтвердили локализацию Кеннешре напротив Джарабулуса. Кеннешре был основан около 530 г. Иоанном бар Афтоньей, который, являясь противником решений, принятых на Халкидонском соборе, и спасаясь от преследований византийских властей, переселился туда с группой монахов из монастыря св. Фомы близ Селевкии Пиерии. Относительно первоначального посвящения Кеннешре существуют две точки зрения: либо сохранилось наименование бывшей обители в честь св. Фомы (церковь с этим посвящением находилась на скале над монастырём), либо монастырь получил название Бет-Афтонья, под которым, по мнению исследователей, упоминается в источниках. По свидетельству Якута, в период расцвета в Кеннешре подвизалось 370 иноков. Cогласно анонимной сирийской хронике, доведённой до 724 г., в 623 г. при нападении на Крит и ряд других островов славяне захватили в плен монахов Кеннешре (20 были убиты), которые могли переселиться туда, спасаясь от персидского нашествия. Кеннешре был центром учёных исследований, в частности, переводов с греческого языка и изучения греческого наследия. Маргинальная заметка в одной рукописи указывает, что знаменитый сирийский гимнограф епископ Павел Эдесский (начало VI в.) переводил греческие гимны Севира Антиохийского «в традициях Кеннешре». Исследователи полагают, что в Кеннешре были выполнены переводы на сирийский язык многих медицинских трактатов галеновского корпуса, а также астрономических сочинений александрийской школы, которые легли в основу трудов Севира Себохта (VII в.), повлиявших на развитие арабской астрономии. В ряде рукописей Севир назван «епископом Кеннешрина», однако этот титул, по мнению исследователей, относится не к Кеннешре, а к Халкиде. Выдающиеся деятели Сирийской яковитской церкви, которые получили образование в Кеннешре во второй половине VI – IX вв.: автор одной из редакций сирийского перевода Нового Завета (616 г.) Фома Харкальский, по мнению исследователей, Георгий, епископ арабов (около 640–724 гг.), епископ Иаков Эдесский (около 633 – 708 гг.), патриархи Юлиан I (591–594 гг.), Афанасий I (595–631 гг.), Феодор (649–667 гг.), Афанасий II (684–687 гг.), Юлиан II (687–708 гг.), Георгий (вторая половина VIII в.) и Дионисий Телль-Махрский (818–845 гг.). В 820 гг., в ходе антиаббасидского мятежа Насра ибн Шабаса аль-Укайли, Кеннешре был разграблен и сожжён бандой арабов-разбойников. Многие ближневосточные монастыри в эту эпоху подвергались нападению бедуинов, которые безнаказанно разоряли христианские обители в условиях политической дезинтеграции халифата и гражданской войны сыновей Харуна ар-Рашида (811–813 гг.). Впоследствии (до 826 г.) патриарх Дионисий Телль-Махрский получил от правителя Северной Сирии Усмана ибн Сумамы разрешение вновь отстроить Кеннешре. Окончательно Кеннешре прекратил существование, по мнению исследователей, в XIII в. Из Кеннешре происходят три ранних сиро-яковитских минология, сохранившихся в рукописях IX в. и  XII–XIII вв.: все они начинаются 1 декабря памятью настоятеля Кеннешре Барлахи и включают памяти других настоятелей обители.

 
PR-CY.ru