КЕНДЕЙ

КЕНДЕЙ (VII в.?) – преподобный (память в Кипрской церкви 6 октября), чудотворец; один из 300 так называемых Аламанских святых, прибывших на Кипр после завоевания Палестины арабами. Синаксарное Житие Кендея содержится в составе совместной службы Кендею и апостолу Фоме, изданной в 1779 г. в Венеции архимандритом Киприаном. В 18 лет Кендей покинул родину, отправился на Святую землю и принял постриг в одном из монастырей, а затем удалился в Иорданскую пустыню, где питался дикими плодами. За строгое подвижничество Господь наделил Кендея даром чудотворений. Когда некий архонт привёл больного сына к известному подвижнику по имени Анания, надеясь на его исцеление, тот отправил их к Кендею, и по молитве преподобного отрок выздоровел. Этот случай стал широко известен, вскоре Кендея рукоположили во иерея в одной из палестинских лавр. Однако Кендей, привыкший к отшельническому житию, через некоторое время снова удалился в пустыню. Там он изгнал демона из сына одного земледельца. Из-за арабского нашествия Кендей и другие палестинские подвижники переселились на Кипр. Их корабль вблизи Пафоса разломился на две части, и отшельники достигли берега, ступая по воде, как по суше. Сначала Кендей устроил аскитирий на прибрежном крутом утёсе недалеко от Пафоса. Враг рода человеческого, желая погубить преподобного, явился ему в образе путника и пал к его ногам, якобы прося благословение. Кендей споткнулся и упал с обрыва в море. По Божией милости он остался невредим, но искушения святого продолжались. По соседству с ним поселился разбойник, который стал причиной многих бед Кендея, но подвижник лишь благодарил Господа за посланное испытание. Вскоре разбойник был схвачен местным правителем и казнён. Затем Кендей покинул окрестности Пафоса и поселился на другом конце острова, близ села Авгору (ныне округ Фамагуста), недалеко от своего духовного друга преподобного Ионы (память в Кипрской церкви 11 октября). По пути в Авгору, проходя через города и сёла, Кендей совершил множество чудес и исцелений. Однажды во время долгой засухи жители окрестностей Авгору просили его помолиться о ниспослании дождя. Преподобный велел им разойтись по домам, чтобы они не промокли. Только он воздел руки для молитвы, как на небе показались тучи, и начался ливень. Каждый раз, когда святой выходил из своей пещеры, его ожидало много людей. Желая избежать славы и похвал, Кендей дал обет не покидать жилища. Незадолго перед кончиной он пожелал увидеть преподобного Иону, и ангел перенёс того в пещеру Кендея. Эта пещера сохранилась до настоящего времени. Рядом с ней был основан монастырь преподобного Кендея. В соборе сохранились фрагменты фресок XV–XVI вв. (огромное изображение архангела Михаила и великомученика Георгия Победоносца с житийными сценами). После долгого запустения в 1972 г. монастырь был заселён женской монашеской общиной. Во время турецкого вторжения (1974 г.) Кендей явился игуменье Христофоре и велел не покидать монастыря, обещая, что тот не будет захвачен. Действительно, демаркационная линия, разделившая остров на турецкую и кипрскую части, была проведена в нескольких метрах от монастыря. В Пафосе в 1923–1930 гг. также воздвигнута церковь во имя этого святого. Часть мощей Кендея хранится в Киккском монастыре. Сохранилась икона Кендея, на которой он изображён вместе с преподобным Ионой (1870 г., церковь великомученика Феодора в селении Айос-Теодорос, округ Ларнака). Надпись на свитке в руке у святого гласит: «Монах непослушный – конь необузданный». Другая икона святого (1787 или 1797 г., мастерская И. Корнароса) с житийными сценами на нижнем поле хранится в соборе монастыря преподобного Кендея. В клеймах изображены следующие сюжеты: уход юного Кендея в Иерусалим, исцеление бесноватого юноши, прибытие Кендея и других подвижников на Кипр, моление Кендея о ниспослании дождя во время многолетней засухи. В надписи на свитке говорится: «Кто приносит дар в память мою, тот меня имеет к Богу предстателем». В монастырском соборе почитается ещё одна икона Кендея (1894 г.) с надписью на свитке: «Монах, беги в пустыню». Исследователи отмечают, что основные эпизоды Жития Кендея сходны с биографией преподобного Иоанна Хозевита (память 3 и 28 октября), в связи с чем К.П. Киррис отрицает историчность Кендея.

 
PR-CY.ru