КАРФАГЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

КАРФАГЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – литургический календарь Карфагенской церкви, архетип которого исследователи датируют первой третью VI в. Известен исследователям по единственной рукописи, найденной Жаном Мабильоном в 1682 г. в аббатстве Клюни. К основной рукописи XI в., содержащей комментарии Иеронима Стридонского на Книгу пророка Исаии, был прикреплён лист с календарём, который Ж. Мабильон датировал VII в.; впоследствии он издал этот календарь с комментариями. По сути, Ж. Мабильон был единственным исследователем, кто видел и описал эту рукопись, пропавшую уже в начале XVIII в. Сохранился только список, сделанный рукой Ж. Мабильона, который ничем не отличается от изданного им текста и не даёт дополнительной информации о рукописи. Ж. Мабильон по достоинству оценил этот памятник, указав, что это – древнейший дошедший до нас календарь Карфагенской церкви. Следы влияния других календарей африканских церквей более раннего времени (начало V в.) могут быть обнаружены в Мартирологе Иеронима Стридонского. Однако если компилятор Мартиролога Иеронима Стридонского делал выборку сведений об африканских святых для своего универсального агиографического свода, то Карфагенский календарь дошёл в первозданном виде и отражает литургическую практику VI в., а также, если принять датировку Ж. Мабильона, VII в., когда он был переписан. Ж. Мабильон определял дату создания Карфагенского календаря исходя из того, что последний по времени жизни святой, упомянутый в нём, Карфагенский епископ Евгений, скончался в изгнании в Галлии в 505 г. После смещения Евгения в 496 г. из-за противодействия ариан-вандалов кафедра оставалась незамещённой до избрания в 523 г. Бонифация, чье имя уже не значится в календаре. Л. Дюшен наиболее вероятной датой составления Карфагенский календарь К. к. считал годы епископства Бонифация (523–535 гг.) и правления короля Хильдерика (523–530 гг.), т.е. период наибольшего благоприятствования православной церкви в королевстве вандалов. В любом случае, кончина Карфагенского епископа Евгения в 505 г. – это верхняя граница, после которой был создан Карфагенский календарь. Содержание календаря, фиксирующее современную созданию рукописи литургическую практику, больше отражает реалии византийского периода VII в. в истории Северной Африки, чем вандальского времени начала VI в. О византийском влиянии свидетельствует особое выделение памятей трёх апостолов, чьи мощи находились в Константинополе: Андрея Первозванного, Луки и Тимофея. Из прочих апостолов названы только те, чьё почитание к IV в. приобрело общецерковный характер: Пётр и Павел, а также новозаветные мученики первомученик Стефан и апостол Иаков Зеведеев. Празднование памяти чтимой в Византии Евфимии Всехвальной, великомученицы Халкидонской (16 сентября), как полагают исследователи, было введено в Карфагене из догматических соображений после четвёртого Вселенского собора в Халкидоне (451 г.), который проходил в церкви великомученицы вмц. Евфимии. Почитание великомученицы должно было подчеркнуть приверженность Карфагенской церкви халкидонскому исповеданию, что было актуально либо в 540–550 гг., во время спора о «Трёх Главах», когда Африканская церковь выступила против политики императора Юстиниана I Великого об осуждении «Трёх глав», считая это пересмотром халкидонских постановлений, либо в 620–640 гг., когда в Северную Африку в связи с персидской войной и последующим арабским завоеванием начался приток беженцев из восточных провинций Византийской империи (Сирии и Египта), многие из которых были монофизитами.

 



 
PR-CY.ru