КАНТАКУЗИН Димитрий

КАНТАКУЗИН Димитрий (вторая половина XV в.) – славянский церковный писатель Сведения о жизни и деятельности Димитрия Кантакузина исследователи черпают из содержания его произведений, посвящённых возвращению в Рильский монастырь мощей Иоанна Рильского (1 июля 1469 г.). Исследователям также известно, что по его заказу Владислав Грамматик в 1469 г. переписал Сборник житий и полемических сочинений. Димитрий Кантакузин принадлежал к славянской ветви аристократической византийской семьи, которая, как предполагают исследователи, могла восходить к Андронику Кантакузину, протовестиарию сербского царя Стефана Душана, к Матфею, сыну византийского императора Иоанна VI Кантакузина, или к родственникам Ирины Кантакузины, супруги сербского деспота Георгия Бранковича. Исследователи полагают, что Димитрий Кантакузин был близким родственником известного по источникам господаря Ново-Брдо Яна (Йоане) Кантакузина, два брата и восемь сыновей которого были убиты в 1476–1478 гг. по приказу турецкого султана Мехмеда II. Димитрий Кантакузин мог быть крупным торговцем, чиновником в Северной Македонии или даже правителем в Жеглигове и его окрестностях – на это может указывать титулование Димитрия Кантакузина «господарем» в послесловии Владислава Грамматика. Местом проживания Димитрия Кантакузина, по мнению исследователей, могли быть богатый сербский рудничный центр Ново-Брдо, город Серры или Ежево, где была резиденция султанши Мары Бранкович. В конце 1460 гг. Димитрию Кантакузину было около 30–40 лет, и он был свидетелем ряда событий турецкой экспансии на Балканы: захватов Константинополя (1453 г.), Сербии (1459 г.), Морейского деспотата (1460 г.), Трапезундской империи (1461 г.), Боснии (1463 г.) и Герцеговины (1483 г.). Димитрий Кантакузин был прекрасно образован, знал творения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Евфимия Зигабена, некоторых древнегреческих писателей и философов. По его заказу в 1474 г. в Ново-Брдо мог быть составлен греческий сборник (обнаружен Александром Фёдоровичем Гильфердингом в ризнице Печской патриархии и передан в библиотеку Академии Наук в Санкт-Петербурге), который содержит «Епиникии» Пиндара, трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» и «Семеро против Фив» и проч. Исследователи полагают, что Димитрий Кантакузин погиб вместе с родственниками Яна Кантакузина, но поскольку его имя не упоминается в сообщениях об этой расправе, то он мог скончаться раньше. Различные источники упоминают лиц с таким же именем, проживавших впоследствии в разных местах, но отождествление кого-либо из них с Димитрием Кантакузином исследователи считают проблематичным. В 1493 г. некий Димитрий Кантакузин вложил икону Пресвятой Богородицы в храм в Месемврии (ныне Несебыр, Болгария), в этом же городе сохранилось женское надгробие с фамилией Кантакузин – на этих фактах основана гипотеза, что Димитрий Кантакузин переселился сюда после смерти Мары Бранкович (1487 г.).

 



 
PR-CY.ru