«КАНОНЫ ИППОЛИТА»

«КАНОНЫ ИППОЛИТА» – один из литургико-канонических памятников древней церкви («Canones Hippolyti»). Греческий оригинал «Канонов Ипполита» утерян. Сохранился только арабский перевод, выполненный с коптской версии (как полагают исследователи, саидского диалекта), которая не сохранилась. Все арабские рукописи не старше XII в. Коптский перевод был выполнен, по мнению исследователей, в V–VI вв. Хотя «Каноны Ипполита» не входят в состав более крупных сборников литургико-канонических памятников, они присутствуют в сводах канонического права Коптской церкви. В частности, арабская версия сохранилась в так называемом анонимном Берлинском каноническом сборнике, составленном в XIII в. (рукопись 1334 г.), в сборнике Макария, священника из монастыря св. Иоанна Колова в Вади-эн-Натрун (первая половина XIV в.; исследователям известно не меньше 11 рукописей; самые важные –1350, 1372, 1353 гг.), и в ряде анонимных яковитских сборников (например, рукописи XV в.). «Каноны Ипполита» цитируются в «Номоканоне» коптского патриарха Гавриила II ибн Турайка (Тарика; 1131–1145 гг.), в «Номоканоне» Михаила, коптского митрополита Дамиетты, составленном во время патриаршества Марка III (1167–1189 гг.), в «Номоканоне» ас-Сафи ибн аль-Ассаля (первая половина XIII в.; см. в ст. Ассалиды). Перечень канонов сохранился в пятой книге энциклопедического сборника Абу-ль-Бараката ибн Кабара «Светильник во тьме» (Парижская рукопись, между 1363 и 1369 гг.). Полное арабское заглавие памятника – «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов, от Духа Святого (в другой редакции – «от Господа нашего Иисуса Христа»), Который говорил в нём («через него»). Числом 38». В «Номоканоне» патриарха Гавриила II «Каноны Ипполита» называются «Каноны Болидоса (Булидоса), патриарха Рима, числом 38». В «Номоканоне» ас-Сафи ибн аль-Ассаля дополнительно сообщается, что эти каноны были переведены на коптский язык (рукопись конца XIII в.). Сохранилось только коптское заглавие – «Церковные каноны, написанные Ипполитом, архиепископом святого града Рима» (встречается перед канонами Никейского собора в рукописи X в.). В копто-арабском «Синаксаре» сообщается, что папа Римский Ипполит составил разные каноны, общим числом 38, и эти каноны используются как в Коптской церкви, так и в других церквах всего христианского мира. В эфиопском «Синаксаре» мученику Ипполиту, «патриарху Рима», также приписывается составление «38 канонов о церковном праве». Несмотря на встречающиеся в научной литературе утверждения о существовании эфиопской версии, до настоящего времени она не обнаружена, хотя в коптском индексе эфиопского Синодоса упоминается «Синодос Абудиса (Абулидиса), князя епископов Рима». О существовании «Канонов Ипполита» европейским учёным стало известно в XVII в. Однако первое издание появилось только в XIX в. Д. фон Ханнеберг издал памятник по двум ватиканским рукописям (с латинским переводом). Х. Ахелис переиздал «Каноны Ипполита» (включая латинский перевод) с исправлениями, конъектурами и реконструкцией истории текста. В. Ридель опубликовал немецкий перевод по новооткрытым берлинским рукописям.

 



 
PR-CY.ru