КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ - Страница 3

Как и в «Типографском Уставе», в «Лаврском Кондакаре» многое утрачено в разделе «Постной Триоди», но разделы «Цветной Триоди» и воскресный представлены более полно (восемь воскресных ипакои присутствуют полностью). Исследователи отмечают, что среди праздничных ипакои, тропарей и катавасий в «Лаврском Кондакаре» есть две катавасии шестого гласа со стихом в Неделю святых отец, катавасия в Неделю ваий и первый тропарь Рождества Христова с ненотированными стихами, отсутствующие в других «Кондакарях». Из дополнительных неизменяемых песнопений включены только праздничное «Трисвятое» и «Приидите, поклонимся». Причастны в этой рукописи отсутствуют. «Успенский Кондакарь» (Исторический музей, 1207 г.) – самый большой и наиболее полный сборник греческих и славянских кондаков, по общему плану ближе всего к «Лаврскому», но в нём, отмечают исследователи, больше кондаков «Минеи», «Триодей» и «Октоиха» (воскресных), к которым добавлены праздничные тропари и катавасии, а также полные наборы воскресных и праздничных ипакои и причастнов. Существенной лакуной исследователи считают отсутствие первого тропаря со стихами на Рождество Христово, которые, по их мнению, изначально присутствовали, если предположить, что рукопись была переплетена заново. Оставшиеся стихи нотированы и имеют указания для пения, что соответствует структуре записи в византийском «Асматиконе». «Синодальный Кондакарь» (Исторический музей, середина XIII в.) – самый небольшой из пяти списков, имеет неупорядоченную структуру. По мнению исследователей, рукопись была некогда заново переплетена: песнопения помещены разрозненно, имеются большие лакуны. В нём только два воскресных кондака (первого и второго гласов). В этом «Кондакаре» содержатся два кондака, не найденные исследователями в других источниках: кондак-подобен второго гласа о болящих и ещё один, текст которого пока не поддаётся идентификации. Как и в «Лаврском Кондакаре», здесь есть первый тропарь шестого гласа на Рождество Христово с тремя стихами, но без нотации. Исследователи отмечают, что в этом «Кондакаре» больше причастнов, чем в других списках. «В Кондакаре» XII в. (Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), содержащем кондаки, икосы, светильны с богородичнами и стихиры евангельские, кондакарная нотация присутствует только в кондаке мученице Евфимии (Российская государственная библиотека), а также в отдельных строках на листах 3, 5, 11. Как и «Лаврский Кондакарь», он содержит нотированные вставки на полях, по мнению исследователей, по функции напоминающие западные тропы. В других типах певческих книг также иногда встречаются образцы кондакарного пения. Так, в новгородской августовской Минее XII в. (Исторический музей) сохранилась так называемая катавасия на Преображение Господне со знаками кондакарной нотации, выписанная уставом XIII–XIV вв., текст которой «растянут» для пения с помощью добавочных гласных и слогов. Как показало исследование, текст заимствован (с небольшими изменениями) из причастна на тот же праздник, причём первый глас заменён восьмым, но нотация в целом совпадает с выписанной в «Кондакарях». Исследователи считают, что в дальнейшем возможна реконструкция мелоса этого песнопения (по крайней мере, частичная) благодаря тому, что его аналоги сохранились в византийских «Асматиконах».

 



 
PR-CY.ru