КОНДАКАРНАЯ НОТАЦИЯ - Страница 4

3. Вария сохраняет свою архаическую функцию знака, отмечающего начало нисходящего движения мелодии. Вария используется в сочетании с кендимой или апострофом для обозначения неопределённого скачка вверх или вниз. 4. Апостроф – знак нисходящего движения или повторения звука на той же высоте. Он является также составной частью катавазмы, обозначающей связное нисхождение мелодии. 5. Апостроф с двумя кендимами – знак восходящего движения или повторения звука на той же высоте. 6. Две кендимы – знак повторения звука. 7. Крест – знак окончания песнопения; обозначаемый им звук исполняется с большей длительностью. Крест иногда бывает подчёркнут или сопровождается пятью краткими черточками в конце. 8. Ипоррои или двойное ипоррои – мелодическое украшение из двух нисходящих звуков; второй вариант часто встречается в начале мелодической строки. Графическая форма ипоррои может варьироваться в зависимости от вида обозначаемого украшения. 9. Хамили, иногда в сочетании с апострофом, используется как знак нисходящего скачка (как и впоследствии, в процессе развития диастематической нотации). 10. Архаическая форма ипсили обозначает восходящий скачок. В 1965 г. Л. Политис обнаружил список «Асматикона» XIV в., содержащий два ряда нотации. Нижний ряд состоит из поддающихся расшифровке средневизантийских невм, верхний – из больших ипостасей увеличенного размера, похожих на содержащиеся в «Кондакарях» и написанных красным и зелёным цветом, чтобы отличать их от невм в нижнем ряду. По мнению К. Флороса, этот памятник позволяет найти частичное решение проблемы расшифровки кондакарной нотации. Как и большинство «Асматиконов», этот источник не содержит кондаки, но в других певческих жанрах (тропарях, ипакои, причастнах) присутствуют прямые соответствия с песнопениями «Кондакарей». Место кондакарной нотации и нотации найденной рукописи в развитии византийской нотации в настоящее время окончательно не определено. Ипостаси найденной рукописи имеют прямые параллели с древнейшими формами шартрской нотации, например, в перечне знаков в рукописной «Триоди». Некоторые кондакарные ипостаси, имеющие уникальное, стилизованное и часто декоративное начертание, по мнению исследователей, также сильно напоминают некоторые шартрские знаки. Они могут иметь разное мелодическое содержание в транскрипции или совсем не поддаются идентификации. Идентификация других кондакарных ипостасей производится на основе сходных знаков на более поздних стадиях развития византийских невм, а не в шартрской нотации. Большинство ипостасей, встречающихся в ранневизантийской нотации, исчезли или претерпели изменения при появлении диастематической средневизантийскйо нотации, но их значение в мелосе было «истолковано» с помощью малых интервальных знаков.

 



 
PR-CY.ru