КОНДАКАРНАЯ НОТАЦИЯ - Страница 3

Согласно исследователю западного церковного пения Л. Трейтлеру, «древнейшие нотации, с помощью которых фиксировались не (абсолютная) высота или интервалы, а только мелодический контур, полностью отражали только один музыкальный параметр – координацию групп нот со слогами текста. Это следует признать их первоначальной функцией, в свою очередь, отражающей первенство мелодии для артикуляции и истолкования языка». Тем не менее, кондакарная нотация могла содержать полную запись мелоса песнопений. Соотношение между большими ипостасями и малыми знаками было комплементарным: вторые определяли распев первых в заданном мелодическом контексте, обозначая направление движения и контур мелодии. Большинство кондакарных знаков в настоящее время идентифицированы только условно, тем не менее, их начертание, последовательность и сочетания свидетельствуют об утончённой логике в их применении для построения мелодии, установления структурной закономерности и создания музыкальной архитектоники. Исследователи дискутируют, главным образом, о значении больших ипостасей, однако их функция на самом деле вторична. По мнению исследователей, они консолидируют, дополняют или суммируют значение малых знаков и их сочетаний, которыми, собственно, записана мелодия песнопения. Невмы нижнего ряда кондакарной нотации имеют графические и функциональные соответствия с ранневизантийскими знаками того времени как шартрской, так и куаленской разновидности, поскольку все они имеют общее происхождение. Последовательность малых знаков и их варьирующиеся сочетания определяют контур движения мелодии и обеспечивают возможность для многочисленных вариаций мелодических формул. Эти формулы, хотя и применяются гибко, никогда не появляются на своём месте случайно; многие из них встречаются как в нижнем, мелодическом ряду, так и в ряду ипостасей. Способ размещения невм также варьируется: они могут примыкать к соседнему знаку или располагаться в вертикальных комбинациях, как в случае паракалезмы и варии/оксии. Существует также ряд малых знаков с буквами, точное значение которых остаётся для исследователей неясным. Десять наиболее употребительных малых знаков кондакарной нотации предположительно идентифицируются следующим образом (цифры в скобках обозначают позиции в перечне, помещённом А. Бюгге во введении к факсимильному изданию «Успенского Кондакаря»). 1. Исон, по-видимому, имеет три варианта: a) прямой исон; б) прямой исон с тремя кендимы (точки); (оба варианта обозначают повторение звука на той же высоте, второй – с некоторым изменением ритма, например, передаваемым в нотолинейной транскрипции с помощью форшлага; несколько таких знаков подряд обозначают несколько звуков на той же высоте; выбор исона зависит от ритмических нюансов); в) исон с кендимой (точкой) – знак продления звука заданной высоты, используемый в конце фразы или строки. 2. Оксия – знак восходящего движения мелодии.

 



 
PR-CY.ru