КОНДАКАРНАЯ НОТАЦИЯ - Страница 2

Практику хирономии в Древней Руси в связи с кондакарным пением исследователи рассматривают как вероятную основу, на которой возникли соответствующая система нотации и музыкальный стиль, а также как показатель общего уровня музыкальной грамотности киевских музыкантов того времени. По словам Ивана Алексеевича Гарднера, «хирономию, с её системой условных, определённых движений руки и пальцев, которыми направлялось пение большого числа певцов, нельзя себе представить без специального известного обучения хирономирующего. Чтобы в пении следовать знакам, подаваемым рукой, нужно знать, что означают те или иные движения руки, и знать самую мелодию, чтобы в движениях руки узнать нужную мелодическую линию». И.А. Успенский, рассмотрев вопрос о кондакарной нотации, пришёл к следующим выводам, с которыми исследователи в целом соглашаются: некоторые знаки кондакарной нотации близки к знакам (ранней) знаменной нотации (а также к так называемому куаленскому типу ранневизантийской нотации) и к экфонетическим знакам, которые использовались для чтения; кондакарные песнопения подчиняются системе осмогласия; хирономические знаки верхнего ряда кондакарной нотации ставились не регулярно в связи с ритмическими и со звуковысотными знаками нижнего ряда, а, скорее, эпизодически, в мелодически развитых разделах; эти знаки служили, главным образом, для обозначения сложной вокализации и мелодических украшений, не передаваемых обычными знаками. Кондакарное пение исчезло во второй половине XIII в., но практика хирономии существовала у русских певчих и в более поздние периоды. Наблюдаемое в поздних «Кондакарях» упрощение нотации исследователи истолковывают как свидетельство того, что прямое отражение жестов хирономии в нотации было уже не нужно, и сложное невмирование стало постепенно выходить из употребления. В 1960 гг. Константин Флорос и К. Ливи независимо друг от друга установили сходство между нотациями славянских «Кондакарей» и византийской певческой книги для хора – «Асматикона». Исследователи отмечают, что идентификация и классификация знаков ранневизантийской нотации и кондакарной нотации связаны со многими трудностями. Ключ к прямой расшифровке кондакарной нотации не сохранился, если вообще когда-либо существовал; точная передача кондакарных невм средствами современной линейной нотации исследователи считают невозможной из-за специфической природы этих знаков. Помимо различий в культурном контексте греков и славян исследование осложняется наличием местных вариантов и значительной разницей в хронологии сохранившихся памятников славянской рукописной традиции. Несмотря на то что исследователи в целом установили византийское происхождение кондакарной нотации, отсутствие поддающегося транскрипции византийского промежуточного звена не даёт им возможности её расшифровать.

 



 
PR-CY.ru