«КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» - Страница 5

Другим плодовитым автором был калужский краевед Д.И. Малинин, которому принадлежат статьи, подписанные «Д.-ин» или «М. Л. Н-н» (возможно, часть статей не атрибутирована): «Калуга и Калужский край в 1611–1612 гг.», «Лжедмитрий II в Калуге», «Патриарх Макарий Антиохийский в Калуге в половине XVII в.», «Архимандрит Леонид Кавелин и его труды по истории Калужского края», «Калужский край в трудах профессора Д.И. Зеленина», «Отделение Церкви от государства во Франции», «Градо-калужская Преображенская, Казанская тож, церковь». В №16–23 за 1917 г. Д.И. Малинин вёл рубрику «Отклики на современные темы», в которой дал характеристику политическим партиям, поставив социал-демократов на первое место. Среди публикаций других авторов, по мнению исследователей, примечательны статьи «Этические воззрения Нитцше [!]» и «Владимир Соловьёв как философ и моралист» преподавателя семинарии А.А. Каэласа; «Старые славянофилы и их церковно-общественные идеалы» Г. Соколова; «Краткий очерк истории русской церковной архитектуры в связи с изучением памятников церковной архитектуры в Калужской епархии» и «Значение митрополита Макария в истории житий святых» И. Беляева; «Сектантство в Калужской епархии», «Мистическое сектантство» и «Раскол-старообрядчество в Калужской губернии» епархиального миссионера священника Иоанна Жарова; «Суждения Л.Н. Толстого о существе религии и их оценка» и «Вопрос о снятии священного сана в Русской Церкви в период синодальный» В.С. Одигитриевского; «Иконописание в России» И. Безсонова; «Опыты астрономических объяснений ветхозаветных повествований» Д. Михайлова; «Православный взгляд на художественную сторону в иконе» Г. Никольского. Среди анонимных статей исследователи находят примечательным обширное исследование «Русское монашество 19 в. в лице выдающихся его подвижников – старцев». После событий февраля 1917 г. журнал печатал публицистику, полную революционной риторики, например: «Сословность духовенства и свободная Церковь» священника Феодора Алексинского (перепечатано из «Московского церковного голоса»); «Церковная соборность и государственная демократичность» А. Беляева; анонимные статьи «Современное положение духовенства Православной Церкви», «Библия и вопросы современности». Ценным историческим источником исследователи считают заметки «Со Всероссийского Церковного Собора» священника Василия Беляева, хронику событий церковной и общественной жизни и отклики на них (например: «Христос, Церковь и народ: (По поводу декрета об отделении Церкви от государства)»). В приложении к №15 и 18 «Калужского церковно-общественного вестника» за 1917 г. отдельными брошюрами напечатаны «Деяния» Калужских чрезвычайных епархиальных собраний представителей клира и мирян. В №3 за 1918 г. напечатано Воззвание Святейшего патриарха Тихона от 19 января (1 февраля) с анафематствованием творящих беззакония и гонителей веры и церкви. В июле-августе 1920 г. в Калуге выходила газета «Церковь и жизнь», в 1925 г. обновленческое епархиальное управление издавало журнал «По стопам Христа». С 1991 г. выходит издание Калужской епархии РПЦ «Православный христианин», с начала XXI в. издаются молодёжная газета «Вера молодых», газета «Наша вера» и «Богословско-исторический сборник» Калужской духовной семинарии.



 
PR-CY.ru