«КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» - Страница 3

Наряду с многочисленными полемическими материалами по расколу печатались и исторические статьи по истории местного старообрядчества, например: «О состоянии раскола в Калуге в конце XVII и начале XVIII столетия» Д.Г. Лужецкого; «Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутиевом монастыре» С.М. Маркова; «К характеристике Боровского раскола», «О раскольнических часовнях в Калужской губернии за первую четверть 19-го столетия», «Исторический очерк появления и распространения раскола старообрядства в пределах нынешней Калужской епархии до её открытия в 1799 г.» М.П. Чельцова. Церковно-исторических статей на темы, выходящие за пределы истории Калужской епархии, немного, но некоторые из них, по мнению исследователей, представляют непреходящий интерес: «Очерки истории духовного просвещения в России» Д.Г. Лужецкого; «Соловецкий мятеж: (Очерк из истории раскола)» П.Г. Воскресенского; «Краткий исторический очерк австрийского раскольнического священства» С.М. Маркова; «Материалы для истории просвещения духовенства за XVIII в.» протоиерея В. Будилина; «Грузинская Церковь под управлением Высокопреосв. Феофилакта (Русанова)» (автор скрыт под криптонимом «С. Н. Р.»). Среди статей по богословию, церковному искусству и каноническому праву примечательны: «Краткий исторический очерк богослужебного пения, по преимуществу в древнехристианской Церкви (I–VIII вв.)» Ф. Рождественского; «О лицах, которым принадлежало в древней христианской Церкви право суда и наказания» и «Об анафеме как церковном наказании» И.М. Милованова; «Учение о пастырстве в посланиях и поучениях древнерусских митрополитов и епископов XIII–XV вв.» М. Добронравова; «Какие догматические вопросы разрешались в русской литературе в последние пять лет» А. Яхонтова; «Взгляд на Декартовы доказательства бытия Божия» М.С. Извекова; «Сравнение кончины св. первомученика архидиакона Стефана с кончиной Сократа» протоиерея А. Меньшова; «Краткие очерки русской аскетической литературы синодального периода» архимандрита Никодима (Кононова). Сравнительно немногочисленны публикации по этнографии и фольклору, но большинство из них интересны для исследователей тем, что написаны на местном материале (см., например: «Русская масленица в её христианском, историческом и бытовом виде и смысле» священника Н. Молочковского). Непременной принадлежностью «Калужских епархиальных ведомостей» на протяжении многих лет была духовная поэзия, причём почти все стихи принадлежали перу местного духовенства, особенно много напечатал их в годы своего управления епархией епископ Макарий (Троицкий), некоторые из его произведений носят эпический характер, например, «Песнь в честь Калужских архипастырей, отошедших в вечность». В приложении к «Калужским епархиальным ведомостям» были напечатаны списки принятых в призрение Калужским духовным попечительством (1875 г.), «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ» (1886 г.), «Сборник исторических материалов для составления летописей по Калужской епархии» И.Ф. Токмакова (1889 г.), «Устав Калужского церковного братства св. апостола Иоанна Богослова» (1892 г.), два тома «Калужской старины» (1901–1902 гг.), другие брошюры и листки.

 



 
PR-CY.ru