«КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» - Страница 2

Издание материалов по церковной истории и археографии Калужского края начал иеромонах Леонид (Кавелин; впоследствии архимандрит), опубликовавший в первых номерах «Калужских епархиальных ведомостей» «Историческое описание калужского Лаврентиева монастыря и принадлежащей к нему Крестовской церкви», «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии», «О церкви св. жён мироносиц города Калуги», «Историческое описание перемышльского Троицкого Лютикова монастыря», «Летопись градо-калужских церквей», «Об упраздненных монастырях в пределах нынешней Калужской епархии» и другие заметки. Среди множества публикаций последующих лет, посвящённых истории епархии и её святынь, исследователи находят примечательными статьи: «Материалы для истории Калужской духовной семинарии» В. Холминского; «Описание некоторых древних церквей города Калуги» И. Богданова; «Исторические сведения о монастырях, церквах и священно-церковнослужителях Калужской епархии, потерпевших разорение во время войны 1812 г.» С.П. Архангельского; «Перемышльский Успенский собор» священника М. Успенского; «Летопись градо-калужской Георгиевской за верхом церкви» священника И. Остроглазова; «Медынская Благовещенская пустынь» А. Прозоровского; «Пафнутиев монастырь...: Путевые наблюдения и краткий историко-археологический очерк» И.Ф. Токмакова; «Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Калужской епархии» Д.С. Соколова; «Материалы для истории Калужского епархиального управления» протоиерея В. Будилина; «К истории открытия Калужской епархии» Михаила Павловича Чельцова; «Значение Оптиной пустыни: (Преимущественно по письмам иерархов и отзывам других лиц» Д.Д. Соколова; «К истории церкви Калужского края до учреждения самостоятельной Калужской епархии» И.Ф. Цветкова; «Описание калужской Ильинской церкви» дьякона Д. Никольского; «Материалы для истории Калужской духовной семинарии» Ф.С. Соколова, а также анонимные статьи «Материалы для истории, археологии и статистики церквей Боровского уезда с пригороды», «Лихвинский Покровский Добрый монастырь», «Материалы для истории Калужской епархии» и «Историческая записка о Калужском епархиальном женском училище». Большой интерес для антропонимии и генеалогии духовенства исследователи считают составленную на местном материале заметку М.С. Извекова «Разнофамильность в духовенстве и практические неудобства от ней [!]». Среди местных агиографических материалов публиковались статьи и заметки о Пафнутии Боровском и Тихоне Калужском, «Древние подвижники благочестия Калужского края» архимандрита Никодима (Кононова), заметки, некрологи и воспоминания об оптинских старцах. Значительный интерес для истории епархии, по мнению исследователей, представляют также статьи, воспоминания, некрологи, посвящённые калужским иерархам: Евлампию (Введенскому), Филарету (Амфитеатрову), Григорию (Митькевичу), Александру (Светлакову), Анатолию (Станкевичу) и др. Вслед за заметкой священника Извекова «Сведения о скопцах в Тарусском и Калужском уездах в конце прошлого и начале нынешнего столетия» появились другие публикации о местных сектантах: «Калужской губернии скопцы, их вероучение и нравоучение» А. Доброгорского, «Очерк хлыстовщины в пределах Тарусского уезда» протоиерея Д. Соколова, «Краткий исторический очерк развития и современного состояния расколо-сектантства в Калужской епархии в связи с условиями епархиальной миссии» И.Ф. Тихомирова.

 



 
PR-CY.ru