«КАРТЛИС ЦХОВРЕБА» - Страница 4

В конце XVII – начале XVIII вв. временная стабилизация политического положения в царстве Картли создала благоприятные условия для возрождения грузинской культуры. Царь Картли Вахтанг VI (1716–1724 гг.) провёл ряд преобразований, проявив особый интерес к «Картлис Цховреба». Одной из основных и неотложных задач он считал восполнение пробелов в летописном своде. С этой целью царь создал комиссию «Учёных мужей» во главе с историком Бери Эгнаташвили. Члены комиссии должны были написать историю Грузии с начала XIV в. до начала XVIII в. и отредактировать весь текст «Картлис Цховреба». Этот свод летописей получил название «Новая Картлис Цховреба». Комиссия собрала и сверила все известные к тому времени рукописи, содержащие «Картлис Цховреба», выявила разночтения, возникшие в результате ошибок переписчиков. При написании новой истории были использованы доступные к изучению грузинские исторические документы, а также армянские и персидские источники, содержащие много сведений по истории Грузии. Исторические сочинения, написанные в XVII–ХVIII вв., назывались также «Продолжением Картлис Цховреба». Это – «История царства Грузинского» и «География» царевича Вахушти Багратиони; «История Грузии» Парсадана Горгиджанидзе (события с древнейших времён до конца XVII в.); «История (жизнь) царей» Сехнии Чхеидзе (1653–1739 гг.); «События (Деяния) Картли» Папуны Орбелиани (1739–1758 гг.); «Царствование Ираклия II» Омана Херхеулидзе (1722 г. – 1780 гг.) и др. «Новая Картлис Цховреба» была оформлена согласно требованиям времени: текст был разделён и озаглавлен по периодам правления царей. Кроме того, комиссия «Учёных мужей» пришла к выводу, что в «Древней Картлис Цховреба» не было уделено достаточно внимания истории Грузинской православной церкви и деятельности её отдельных представителей: Петра Ивера, сирийских отцов, великомучеников Давида и Константина Аргведских, мученика Гоброна-Михаила, преподобных Евфимия Святогорца, Иоанна Святогорца, Георгия Святогорца и др. Для восполнения этого пробела были написаны специальные тексты. Также было переработано сочинение «История и повествование о Багратионах» автора XI в. Сумбата Давитисдзе. Поскольку этот источник, расположенный в «Картлис Цховреба» после «Жизни царя царей Давида», нарушал хронологическую последовательность, «Учёные мужи» убрали первую часть сочинения, воспроизведённую по библейской схеме, а остальной текст, повествующий об истории рода Багратиони начиная с VI в., включили в соответствующие хронологические участки свода. Интерес к «Древней Картлис Цховреба» постепенно гас, многие её списки были утрачены, чему способствовали в том числе и набеги завоевателей.

 



 
PR-CY.ru