ЮЛИЙ I

ЮЛИЙ I – папа Римский с 6 февраля 337 г. по 12 апреля 352 г. (36-й папа по порядку). Избран вскоре после смерти императора Константина I Великого (223–237 гг.). Решительно защищал установленную на Никейском соборе (325 г.) христианскую ортодоксию (см. Символ веры) в противостоянии со сторонниками арианства, выступал посредником в споре между приверженцами арианства (в частности, византийским императором Констанцием) и устранёнными ими из епископских столиц Афанасием Великим (Александрия) и Марселием из Анкары. Происходил из коренной римской семьи. Папа Юлий I был человеком мужественным и сильным духом. Ему пришлось действовать в эпоху, когда христианство, только что освободившееся от гонений со стороны иудеев и языческого государства, само раздиралось борьбой между правоверием и арианством или близкими к нему учениями. Сын Константина I Великого Констанций, которому достался Восток, открыто поддерживал осуждённую Никейским собором религиозную доктрину, хотя и в смягчённой её форме. Сторонники никейского исповедания находили убежище на Западе. В Римской церкви изначала установилась традиция держаться в области догматики на стороне среднего, наиболее распространённого мнения (т.е. санкционировать общепризнанное правоверие). В данном случае такая тенденция укреплялась ещё с особенной силой стремлением пап провозгласить (как основной догмат) божественность Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом. Юлий I пытался примирить ариан с их противниками. Верный направлению своих предшественников, папа благосклонно принял искавшего приюта в Риме главного ревнителя правоверия Александрийского архиепископа Афанасия Великого (около 298 – 373 гг.), а также Константинопольского архиепископа Павла (337–339, 341–342 и 346–351 гг.), Маркелла (Марселия) Анкирского и Асклепия Газского, а епископам-арианам писал обличительные послания. В 340 г. Собор западных епископов, съехавшихся в Рим (папа напрасно приглашал восточных иерархов, умеренных ариан, сторонников Евсевия Антиохийского), признал обвинения, возведённые против Афанасия, а также против Маркела Анкирского, неосновательными. Юлий I обратился к епископам восточной части империи с посланием, в котором энергично отстаивал право Собора, созванного в Риме папой, судить о вероисповедных вопросах. В ответ ариане в 341 г. созвали в Антиохии альтернативный Собор, где отвергли правомерность вмешательства папы. Между антиохийскими отцами и Римским епископом возникли длинные пререкания по делу Афанасия (пререкания не чести папы, но и не к славе восточных отцов). Восточным послам в Риме пришлось столкнуться с послами Афанасия. Когда с их стороны последовали обличения, то глава антиохийских представителей (пресвитер Макарий) не стал являться на собрания, а потом даже бежал из Рима. Оставшиеся послы думали выпутаться из неловкого положения тем, что апеллировали к папе, и он назначил срок разбирательства. Но антиохийские отцы не поддержали своим согласием апелляцию своих представителей в Риме. Когда папа послал в Антиохию послов с вызовом на суд, то его послов намеренно задержали и, в конце концов, отпустили ни с чем. К Юлию I было отправлено послание, в котором отцы довольно иронично говорили о его третейском суде. Послы были задержаны до 341 г., когда состоялся Антиохийский собор, который является эпохой в истории арианства.

 



 
PR-CY.ru