ЙЕЗДИН

ЙЕЗДИН, Йаздин (божественный; ум. после 620 г.), иранский несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590–628 гг.). Исследователи полагают, что Йездин – это родовое имя влиятельной христианской семьи иранского происхождения из города Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Ирак), представители которой известны исследователям по источникам с V в.: один из них был дядей мученика Петиона (ум. в 447 г.), а в доме другого, инспектора таможни, в конце V в. проходил поместный несторианский Собор. В несторианской арабской «Хронике Сеерта» Йездин назван вторым в списке из пяти христиан, занимавших особое положение при сасанидском дворе («щедрым и благочестивым, слава о котором распространялась среди людей так же, как и его щедрость»). Хосров II наделил его полномочиями губернатора нескольких провинций в Северной Месопотамии (от области Бет-Гармай до византийских земель). Отдельно отмечено содействие Йездина единоверцам в анафематствовании главы Ниневийской школы Хенаны Адиабенского за его богословские взгляды и врача Гавриила Шигарского, одного из приближённых Хосрова II, за двоеженство и содержание наложниц. Последний, согласно «Хронике Сеерта», после отлучения стал яковитом (монофизитом) и причинил множество бед несторианской общине Ирана. Более конкретную информацию о характере и занятиях Йездина сообщает анонимная сирийская хроника середины VII в. Заступничество Йездина за церковь сравнивается с деяниями императоров равноапостольного Константина I Великого и Феодосия I Великого, а благорасположение Хосрова II к Йездину – с любовью фараона к праведному Иосифу. Подобное отношение монарха исследователи объясняли тем, что Йездин успешно справлялся с порученной ему должностью главного налогового инспектора и казначея страны. Кроме того, каждое утро он посылал шаху тысячу золотых статиров. Значительную часть средств Йездин расходовал на строительство монастырей и церквей в разных провинциях Ирана и Византии и поэтому был почитаем «в обоих государствах персов и ромеев». Он посетил отшельника Бабая Нисибинского в его келье и впоследствии прислал ему золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями, и другие дары для украшения монастыря.

 



 
PR-CY.ru