ЯН ВАН ЭЙК - Страница 5

С одной стороны, время как бы спроецировано в вечность, с другой – оно выступает в категории реальной характеристики непосредственно самого действия. И этим последним открытием ван Эйк проложил для искусства будущего совершенно новый путь художественного познания и осмысления действительности. Его земной мир сияет радостной красотой природы, чистой голубизной неба с лёгкими белоснежными облачками. В «сотворённом» пейзаже использованы разнообразные природные мотивы: суровые скалы, холмы с мягкими пологими склонами, пышные лиственные леса, апельсиновые рощи, уютные лесные тропинки, реки. Землю покрывает роскошный ковёр из трав и цветов. Вдали виднеются города с высоко вздымающимися башнями церквей, колоколен и крепостных стен. Ван Эйк смело вводит воздушную перспективу: голубоватой дымкой подёрнуты горы дальних планов. Богатство представленных видов растительного мира необычайно; это свидетельствует о том, что художник обладал поистине энциклопедической образованностью, доскональным знанием форм и структур самых разнообразных объектов – от готического собора до маленького цветка, затерянного в море растений. Тонкая кисть великого художника исследовала любую форму во всём её своеобразии, отмечая малейшие частности. Вопреки основной теологической идее, материальный мир со всем своим богатством становится самоцелью изображения, и это обстоятельство было чрезвычайно важно для последующего развития художественной мысли Европы. Вершина творчества Яна ван Эйка – монументальные алтарные композиции («Мадонна канцлера Ролена», около 1436 г., Лувр; «Мадонна каноника ван дер Пале», 1436 г., Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Кампена и др.), ван Эйк превращает традиционную сцену поклонения божеству в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. Ван Эйка интересует в равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях существенную и равнозначную роль играют портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем смелая обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, обретающего реальный вес и объём, характерную фактуру поверхности. Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи: архитектурные детали, предметы обстановки, цветущие растения, драгоценные камни и ткани, украшающие одежду Богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания; исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Ролена» воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной. Искусство Ян ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение поставленных им творческих проблем требовало разработки новых художественных средств. Одним из первых Ян ван Эйк освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ему достигнуть исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, а также тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в его картинах как бы пронизаны воздухом и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое. Живописные открытия ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Он стал одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. В его творчестве портрет выделился в самостоятельный жанр. В созданных им погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств («Тимофей», 1432 г., «Человек в красном головном уборе», 1433 г., – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты ван Эйк, 1439 г., Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и ценности человеческой личности. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет, изобразив купца Дж. Арнольфини с женой в центре небольшой, исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434 г., Национальная галерея, Лондон). Творчество Ян ван Эйка, основанное в значительной мере на религиозных представлениях, отразило вместе с тем осознание красоты, многообразия и ценности реального бытия и послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи. Оно в большой степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг её интересов и проблем. Мощное воздействие его искусства испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др.). См. также Гентский собор и Братья ван Эйки.



 
PR-CY.ru