ИЛИЯ

ИЛИЯ – митрополит Критский (конец XI – первая треть XII в.), византийский автор и канонист. Об Илии исследователям практически ничего не известно, за исключением скудных сведений, содержащихся в его собственных сочинениях. Во всех рукописях Илия имеет титул митрополита Критского; это, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что он им оставался до самой смерти. Известно также, что, несмотря на свой титул, Илия пребывал, в основном, в Константинополе, поскольку находился в изгнании. В своих сочинениях он эксплицитно упоминает «Томос единения» 920 г., называет Кесарийского архиепископа Василия Малого (X в.) своим предшественником в толковании Слов Григория Богослова, рассматривая вопрос обручения лиц, не достигших брачного возраста, сообщает о новелле Алексея I Комнина, которая датируется июлем 1084 г. Эти свидетельства позволяют исследователям утверждать, что Илия был ещё жив в самом конце XI в. В. Лорану удалось указать время епископства Илии ещё точнее: оно приходится на период где-то между 1111 и 1135 гг. Долгое время для исследователей оставался открытым вопрос о возможном отождествлении этого Илии с Илиёй Экдиком (так, В. Лоран считал неубедительными все аргументы против этого отождествления). Однако уточнение датировки жизни Илии Экдика, сделанное А. Риго (см. Илия Экдик), позволяет исследователям окончательно исключить возможность его отождествления с этим Илиёй. Илия известен, прежде всего, как автор «Комментария» на 19 Слов Григория Богослова и схолий на «Лествицу» Иоанна Лествичника. Выдержки из схолий на Слова Григория были изданы А. Яном в 1858 г. по рукописи (публикация сопровождалась ценным предисловием). Я. Сайдак, исследователь традиции комментариев на Слова Григория, называет Илию «самым учёным толкователем Григория». «Комментарий» Илии обладает несомненной исторической и богословской ценностью, в частности, в вопросе о Filioque. Схолии на «Лествицу» до настоящего времени не изданы и сохранились во многих кодексах XII, XIII, XIV вв. Некоторые из схолий Илии исследователи находят в издании М. Радера, однако исследователи считают, что их не всегда легко отличить от других анонимных схолий. Схолии Илии являются компиляциями предшествующих схолий на «Лествицу» и представляют интерес для исследователей, скорее, в качестве хорошего флорилегия. Помимо двух больших «Комментариев» Илия является также автором нескольких канонических ответов монаху Дионисию и «Вопросоответов неизвестному священнику». «Вопросоответы...» занимают важное место среди источников XI–XII вв., затрагивающих вопросы порядка совершения и богословской интерпретации чина проскомидии, а также Божественной литургии в целом. Они интересны не только как документ, позволяющий уточнить биографию Илии, но, в первую очередь, как важнейшее свидетельство о литургической практике Константинополя и Крита начала XII в.; особенно это касается датировки появления чина теплоты (XI в.) и поминальных частиц (конец XI – начало XII вв.).

 
PR-CY.ru