ИЛИЯ

ИЛИЯ (ум. в 1042 г.) – аббат монастыря св. Мартина в Кёльне, святой (память в Западной церкви 11 апреля). Сведения о жизни Илии содержатся, главным образом, в «Хронике» Мариана Скотта (составлена до 1082 г.), который в 1056–1058 гг. подвизался в монастыре св. Мартина в Кёльне. Об Илии упоминается также в двух Житиях Кёльнского архиепископа Гериберта. Первое Житие составлено монахом Лантбертом из Дойца между 1039 и 1045 гг., второе – аббатом того же монастыря Рупертом в начале XII в. Сообщения о смерти Илии приведены в различных версиях ирландских анналов – Ольстерских анналах (компиляция XIII в.), «Анналах Четырёх Наставников» (1630 гг.). Илия родился в Ирландии. Согласно Ольстерским анналам и дополнениям к Мартирологу Гормана (XII в.), по мнению исследователей, сделанным в первой половине XVII в. Михалом О Клери, ирландским именем святого было Айлиль, он происходил из церковной общины Мукнам (близ современного Каслблейни, графство Монахан). Когда и при каких обстоятельствах Илия переселился на континент, исследователям неизвестно. В 1004 г. он стал преемником Килиана, аббатом бенедиктинского монастыря св. Мартина, продолжив череду ирландских монахов, управлявших обителью с 975 (избрание аббата Минбрина) по 1103 гг. (смерть аббата Альвольда). Исследователи полагают, что благодаря архиепископу Гериберту (999–1021 гг.), который покровительствовал ирландцам, Илия возглавил также монастырь св. Пантелеимона. В 1021 г. Илия совершил отпевание архиепископа Гериберта. В источниках отмечаются религиозное рвение Илии, его стремление к установлению в монашеских общинах строгой дисциплины, основанной на полном послушании братии аббату. Мариан Скотт описывает публичное сожжение в монастыре св. Пантелеимона богато украшенного миссала, изготовленного неким франкским монахом без благословения настоятеля. Желая реформировать монастырь св. Пантелеимона, Илия переселил туда некоторых ирландских монахов. Это привело к возникновению конфликта между местной и ирландской братией. Поддерживая германских монахов, преемник Гериберта архиепископ Пилигрим (1021–1036 гг.) потребовал, чтобы ирландцы в короткий срок покинули монастырь, однако Илия не подчинился приказу архиепископа. После скоропостижной смерти архиепископа Пилигрима, в которой ирландские монахи увидели Промысл Божий, вопрос о монастыре св. Пантелеимона более не поднимался. Новый архиепископ Гериман (1036–1045 гг.) также покровительствовал ирландским монахам. Мариан Скотт указывает, что Илия скончался 11 апреля 1042 г., под этим числом память святого значится в Мартирологе Гормана. Гробница святого с эпитафией, написанной элегическим дистихом с леонинской рифмой («Hac tumuli fossa conduntur Praesulis ossa / Heliae miri mirificique viri» – «В этом могильном рве сокрыты кости предстоятеля Илии, дивного и удивительного мужа»), находилась в капелле св. Бенедикта в северной апсиде монастырской церкви до 1943 г., когда в результате бомбардировки здание храма было разрушено, а гробница утрачена. Некоторые позднейшие германские авторы расходились во мнении относительно статуса Илии. Иоганн Тритемий в сочинении «О знаменитых мужах ордена св. Бенедикта» (1492 г.) называл его святым, однако кёльнский антикварий Эгидий Гелений именовал Илию блаженным. Как полагают исследователи, в Кёльне не сложилось почитание Илии, память о котором сохранилась в Ирландии. На континенте память святого появляется лишь в поздних бенедиктинских мартирологах (XVI–XVII вв.) под 12 апреля. В Римском мартирологе кардинала Цезаря Барония память Илии отсутствует.

 
PR-CY.ru