ИЛИЯ

ИЛИЯ (ум. в 1384 г.) – Радонежский, ученик Сергия Радонежского, первый келарь Троице-Сергиева монастыря, преподобномученик (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Сведения об Илии содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/1409 г.), отразившейся в Рогожском летописце середины 1440 гг. и в Симеоновской летописи конца XV в.: «Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти». Как показал Михаил Дмитриевич Присёлков, источником данной записи была монастырская летопись. Борис Михайлович Клосс приписывает характеристику Илии Епифанию Премудрому, но с этой точкой зрения не согласны другие исследователи. Упоминание в летописи преподобного Сергия как «святого старца» указывает на то, что текст был отредактирован после его канонизации, т.е. после 1422 г. Происхождение, обстоятельства и время прихода Илии в Троице-Сергиев монастырь исследователям неизвестны. Автор Жития преподобного Сергия Пахомий Логофет не включил Илию в число первых насельников обители, поэтому исследователи предполагают, что святой поселился здесь после 1353–1354 гг., когда преподобный Сергий стал настоятелем. В 1370 гг. Илия пользовался в обители авторитетом, вследствие чего был назначен келарем. Пахомий Логофет сообщает (не называя имени Илии) о том, что появление должности келаря (так же как и других хозяйственных послушаний) в Троицком монастыре было связано с переходом к общежительному уставу, который произошёл после получения преподобным Сергием соответствующей грамоты Константинопольского патриарха Филофея Коккина. По наблюдениям Владимира Андреевича Кучкина, грамоту могли привезти греки Георгий Пердика и Иоанн Докиан, которые приехали в Москву в январе-феврале 1377 г. Учитывая близость Илии к преподобному Сергию, исследователи предполагают, что келарь был в числе троицких монахов, которые в середине 1377 г. – феврале 1378 г. добивались возвращения своего игумена в Троице-Сергиеву обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. К осени 1381 г. относится помета писца Епифана в Минейном Стихираре из Троицкого монастыря о том, что после приезда из Москвы преподобного Феодора Симоновского троицкий келарь «поехал на Резань» (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru