ИЛИЯ

ИЛИЯ (IV в.) – преподобный (память 8 января; память в Греческой церкви 12 января и 3 ноября). Сведения об Илии содержатся в седьмой главе «Истории египетских монахов» («Historia monachorum», конец IV в.), переведённой на латинский язык Руфином Аквилейским (начало V в.). В «Истории...», представляющей собой повествование о путешествии семи монахов в Египет в 394–395 гг., говорится, что Илия подвизался в пустыне близ Антинои, главного города Фивады, и что в это время ему было 100 лет. В переводе Руфина, который иногда вольно обходился с оригинальными текстами, дополняя и перерабатывая их, возраст отшельника – 110 лет. Тот же возраст указан в «Церковной истории» Созомена. Илия прожил 70 лет в пустыне на вершине горы, куда вела проложенная среди острых камней узкая тропинка, на которую «едва можно поставить ногу». Он был настолько дряхлым, что весь дрожал от старости. В молодости вкушал пищу раз в неделю, в старости – по три унции хлеба и по три оливки раз в день вечером. Илия совершал множество чудес и исцелял больных, так что говорили, что на нём почил дух пророка Илии. Болландисты считали его одним лицом с аввой Илиёй, изречения которого содержатся в алфавитной и систематической коллекциях «Apophthegmata Patrum» (вторая половина V в.). Однако в алфавитной коллекции «Apophthegmata Patrum» речь идёт о нескольких старцах с этим именем, из которых с Илиёй исследователи не могут отождествить ни Илию диакона, ни Илию из Пещерной киновии, находившейся в 6 км от лавры Саввы Освященного, ни Илию из Египта. В этой главе есть также несколько изречений некоего аввы Илии на морально-этические темы, однако исследователи не могут с уверенностью утверждать, что они принадлежат именно отшельнику из Антинои. Тем более не могут отождествить его c аввой Илиёй из систематического собрания, с чьим именем связывается киновия. Болландисты и архиепископ Сергий (Спасский) отождествляли этого Илию с преподобным Илиёй, упоминаемым в греческих стишных Синаксарях под 3 ноября, на основании того, что оба они уподоблялись пророку Илии: первый – в «Истории египетских монахов», второй – в стихословии Синаксаря. Византийские Синаксари упоминают преподобного Илию ещё под одной датой – 12 января, где о нём говорится только то, что он был чудотворцем. В комментариях к «Синаксаристу» Никодима Святогорца на память Илии приводится один из текстов алфавитного собрания «Apophthegmata Patrum». Архиепископ Сергий (Спасский) и Леонтопольский митрополит Софроний (Евстратиадис) отождествляли этого святого с Илиёй, упоминаемым в главе 51 «Лавсаика», опираясь в данном случае не на аутентичный текст, а на его пространную редакцию, представляющую собой контаминацию текста Палладия Еленопольского и «Истории египетских монахов». Рассказ об Илии, заимствованный из пространной редакции «Лавсаика», был включён под 8 января в состав второй (пространной) редакции древнерусского нестишного Пролога во второй половине XII в. и впоследствии был внесён в Великие Минеи Четьи. Поэтому в современном календаре РПЦ память Илии празднуется 8 января.

 
PR-CY.ru