ИЛИЯ

ИЛИЯ (ум. в 1592 (?) г.) – блаженный (память 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых), Христа ради юродивый, Даниловский, Ярославский. Сведений о жизни святого практически не сохранилось. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII–XIX вв.) об Илии сообщается: «Святый и блаженный Илия, иже Христа ради юродивый, иже в Даниилове слободе в монастыре, преставися в лето 7100». В поздней (как полагают исследователи, конца XIX в.) рукописи «Описания...», принадлежавшей Андрею Александровичу Титову, сказано: «Святый блаженный Илия, Христа ради юродивый, иже в Данилове Слободе в монастыре Казанския Божией Матери». Святой подвизался в Даниловой слободе (ныне город Данилов Ярославской области). Согласно «Кратким сведениям о монастырях и церквах Ярославской епархии» (Ярославль, 1908 г.), могила святого находилась за алтарём церкви во имя Святой Троицы в бывшей Троицкой Колесниковой (Колясниковой) пустыни, которая известна по документам с 1630–1640 гг. (как полагают исследователи, пустынь была основана на месте подвигов святого); каменная монастырская Свято-Троицкая церковь была построена тщанием келаря Троице-Сергиева монастыря Прохора в 1683–1687 гг. В описании Колесниковой пустыни 1680 г. над могилой Илии указана часовня, «в ней образ Илии пророка шестилистовый, а на гробнице Ильи юродиваго одежда дороги зелёныя». В 1764 г. пустынь закрыли (в описании пустыни от 8 февраля 1759 г. часовня над могилой святого не упоминается). В 1894 г. здесь возникла женская монашеская община, преобразованная в 1901 г. в Даниловский в честь Казанской иконы Божьей Матери женский монастырь (закрыт зимой 1927/1928 гг., возобновлён в 2003 г.). В начале XX в. часовня над могилой Илии существовала, к настоящему времени утрачена. У местных жителей бытовало предание, что блаженный «необыкновенно скоро бегал». Существовал обычай брать землю с могилы Илии на исцеление и благословение. Память «святаго праведнаго Илии, иж Христа ради уродиваго, новаго чюдотворца» под 6 февраля отмечена в Коряжемских святцах 1621 г. (Российская государственная библиотека). В Кайдаловских святцах, которые были составлены в Ростове в конце XVII в., память святого обозначена под 20 июля. В этих же святцах под 6 февраля отмечена память праведного Иоиля, Христа ради юродивого, внесённого архимандритом Леонидом (Кавелиным) в каталог святых города Ярославля наряду с Илиёй: «Иоиль блаженный, Христа ради юродивый, память коего чтится в Даниловой слободе». Как полагают исследователи, блаженного Иоиля следует отождествить с Илиёй. К началу XX в. Илия не был канонизирован, у его гробницы служили панихиды. Архиепископ Сергий (Спасский) не включил имя Илии в составленный на основании сведений из епархий «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.). Канонизацией святого исследователи считают включение его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г.

 
PR-CY.ru