ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ

ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ, Исе Цилкнели – святитель (память 7 мая – в Соборе преподобного Иоанна Зедазнийского и 12 сирийских отцов; 2 декабря) Грузинской православной церкви (ГПЦ), епископ Цилканский ГПЦ (вторая половина VI в.), один из 12 сирийских отцов – основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Восточную Грузию вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об Иессее Цилканском сохранились в Житии сирийских отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.). В первой половине XVIII в. католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие Иессея Цилканского. Первоначально сирийские отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (Верхний Задени), где преподобный Иоанн основал монастырь Зедазени. Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий; как полагают исследователи, Евлалий I (1530 гг.) предложил Собору грузинских архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников преподобного Иоанна. Поскольку все сирийские отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иеромонах Авив (Авив Некресский) и иеродиакон Иессей (Иессей Цилканский), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда Иессей Цилканский прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. Он стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удалённых и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя некоторое время в епархии не осталось ни одного человека, который не был бы знаком с основами христианского вероучения. Преподобному Иоанну во сне предстали Пресвятая Богородица и просветительница Грузии Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Восточной Грузии, чтобы каждый основал по монастырю. С именем Иессея Цилканского связывают основание монастыря Цилкани: здесь находилась кафедральная цилканская церковь во имя Пресвятой Богородицы, построенная сыном царя Мириана Бакаром I (350–360 гг.). Иессей Цилканский стяжал дар чудотворения. В обеих редакциях Жития преподобных Шио и Евагрия описывается, как преподобный Иоанн, желая узнать, каких духовных высот достигли его ученики Шио и Иессей Цилканский, осенил крестом чашу с вином, поднял её и выпустил из рук – чаша повисла в воздухе. Затем святой обратился к преподобному Шио и сказал, что нужно поблагодарить Господа за явленное чудо. Шио насыпал себе на ладонь горящие угли, положил сверху ладан и кадил. Иессей Цилканский спустился к реке Ксани, погрузил свой жезл в воду и во имя Пресвятой Богородицы и Христа приказал реке следовать за ним. Иессей Цилканский дошёл до цилканской церкви Пресвятой Богородицы и велел воде течь, как ей положено: потоки воды опоясали церковь. Ручей, до сих пор протекающий возле храма, появился, по преданию, после этого чуда Иессея Цилканского. В Житии сказано, что Иессей Цилканский, благоустроив свою епархию, проповедовал на Северном Кавказе, среди осетин и других горских народов. Узнав по откровению свыше момент своей кончины, он собрал паству и клир, преподал духовное наставление, причастился и 18 августа почил. Мощи преподобного были упокоены между алтарём и жертвенником в церкви Пресвятой Богородицы в Цилкани. К лику святых Иессей Цилканский причислен в древности.

 
PR-CY.ru